Сайт писателя Андрея Можаева
Дневник
Главная » 2013 Июль 5 » А.Ф. Лосев. Онтологизм Востока и психологизм Запада11:25 А.Ф. Лосев. Онтологизм Востока и психологизм Запада |
Онтологизм Востока и психологизм Запада –
вещи совершенно очевидные. Надо только уметь провести эту
антитезу по всей догматике обеих религий. Восточному монаху
не важен он сам, почему тут и мало "описаний" внутренних
состояний подвижника. Западному же подвижнику, кроме Бога,
важен еще и он сам. Эта позитивистическая плененность
собственной личностью онтологически выражена, прежде всего,
как Filioque; затем она выражена как учение о
непогрешимости папы (в то время как на Востоке не только
патриарх погрешим, но бывали и "разбойничьи" соборы, и ни
правильно поставленный патриарх, ни правильно собранный
собор нисколько не гарантирует истины, и об истине
свидетельствует только она сама, истина); она выражена в
догмате о беспорочном зачатии; и т.д. и т.д., – вплоть
до истерического беснования в лжемолитвенных состояниях.
Этот эффектный субъективизм и психологизм, соединенный с
формалистической строгостью дисциплины (агностицизм и
позитивный формализм, как доказано выше, диалектически
предполагают одно другое), всегда бывали завлекательной
приманкой для бестолковой, убогой по уму и по сердцу,
воистину "беспризорной" русской интеллигенции. В те
немногие минуты своего существования, когда она выдавливала
из себя "религиозные чувства", она большею частью
относилась к религии и христианству как к более интересной
сенсации; и красивый, тонкий, "психологический", извилистый
и увертливый, кровяно-воспаленный и в то же время
юридически точный и дисциплинарно-требовательный
католицизм, прекрасный, как сам сатана, – всегда был к
услугам этих несчастных растленных душ. Довольно одного
того, что у католиков – бритый патриарх, который в
алтаре садится на престол (к которому на Востоке еле
прикасаются), что у них в соборах играют симфонические
оркестры (напр., при канонизации святых), что на
благословение папы и проповедь патеров молящиеся отвечают в
храме аплодисментами, что там – статуи, орган,
десятиминутная обедня и т.д. и т.д., чтобы усвоить всю
духовно-стилевую несовместимость католичества и
православия. Православие для католичества анархично (ибо
чувство объективной, самой по себе данной истины,
действительно, в католичестве утрачено, а меональное бытие
всегда анархично). Католичество же для православия
развратно и прелестно (ибо меон, в котором барахтается, с
этой точки зрения, верующий, всегда есть разврат).
Католицизм извращается в истерию, казуистику, формализм и
инквизицию. Православие, развращаясь, дает хулиганство,
разбойничество, анархизм и бандитизм. Только в своем
извращении и развращении они могут сойтись, в особенности,
если их синтезировать при помощи
протестантско-возрожденского иудаизма, который умеет
истерию и формализм, неврастению и римское право объединять
с разбойничеством, кровавым сладострастием и сатанизмом при
помощи холодного и сухого блуда политико-экономических теорий.
А.Ф. Лосев. Очерки античного символизма и мифологии |
|
Всего комментариев: 0 | |