Сайт писателя Андрея Можаева
Дневник
|
Из доклада Томаса Манна о типическом
По-видимому, существует какая-то закономерность в том, что в известном возрасте начинаешь постепенно терять вкус ко всему чисто индивидуальному и частному, к отдельным случаями, к бюргерскому, то есть житейскому и повседневному в самом широком смысле слова. Вместо этого на передний план выходит интерес к типичному, вечно человеческому, вечно повторяющемуся, вневременному, короче говоря – к области мифического. Ведь в типичном всегда есть много мифического, мифического в том смысле, что типичное, как и всякий миф, - это изначальный образец, изначальная форма жизни, вневременная схема, издревле заданная формула, в которую укладывается осознающая себя жизнь, смутно стремящаяся вновь обрести некогда предначертанные ей приметы. Можно смело сказать, что та пора, когда эпический художник начинает смотреть на вещи с точки зрения типичного и мифического, составляе ... Читать дальше » |
Побывавший на днях в Славянске сербский журналист Славко Младич делится впечатлениями.
Давно хочу понять мотивы людей, добровольно взявших в руки оружие для защиты своих домов в конфликте с государством. Кто они? Сумашедшие? А воевать с армией, используя лишь стрелковое оружие- сумашествие и никак по другому. Или все же они герои? Если герои, то в чем заключается их героизм? В том, что я смогу ответить себе на этот вопрос, иллюзий не испытываю. Слишком неоднозначный вопрос. И однозначных ответов на него быть просто не может. Но все же ответить на него я попытаюсь. На примере бойцов-разведчиков. В Славянске о них уже слагают легенды, но при этом мало кто знает их в лицо. И действительно, взять интервью у них оказалось делом не простым. Они н ... Читать дальше » |
Онтологизм Востока и психологизм Запада –
вещи совершенно очевидные. Надо только уметь провести эту
антитезу по всей догматике обеих религий. Восточному монаху
не важен он сам, почему тут и мало "описаний" внутренних
состояний подвижника. Западному же подвижнику, кроме Бога,
важен еще и он сам. Эта позитивистическая плененность
собственной личностью онтологически выражена, прежде всего,
как Filioque; затем она выражена как учение о
непогрешимости папы (в то время как на Востоке не только
патриарх погрешим, но бывали и "разбойничьи" соборы, и ни
правильно поставленный патриарх, ни правильно собранный
собор нисколько не гарантирует истины, и об истине
свидетельствует только она сама, истина); она выражена в
...
Читать дальше »
|
Большой зал ЦДЛ был неполон. Но те, кто пришли, оказались столь отзывчивы на каждое произнесенное слово, что оставалось только диву даваться. Значит, жива память о Можаеве, который отчетливо сознавал родовую завязь человека с землей-кормилицей. Как точно отметил Александр Солженицын, именно Борис Можаев вступил в тревожный спор за последний деревенский рубеж. Великой катастрофой крестьянства назвал Солженицын уничтожение сель ... Читать дальше » |
В Центральном доме литераторов состоялся вечер, посвящённый 90-летию со дня рождения писателя Бориса Можаева, о котором говорили, что он способен оказываться в нужный момент в нужном месте и чувствовать болевые точки. Русская деревня – одна из них. Она стала героиней его произведений. А сам Борис Можаев в свою очередь стал прототипом крестьянского вождя в «Красном колесе», как Солженицын сказал, «живым воплощением среднерусского мужичества». Рассказывают «Новости культуры».
Он не выдумывал своих персонажей – находил их в реальной жизни. Идеальных героев не искал. Писал о русской деревне, её трагической судьбе. «Не кабинетный писатель» говорили о нем. Борис Можаев воспринимал ра ... Читать дальше » |
Самая дорогая сердцу сказка... Были и небыли моей Москвы |
Спасение России заключается в поднятии образования и знания. Только этим путём возможно достижение правильного государственного управления, только поднятием культуры возможно сохранить сильно пошатнувшееся мировое значение нашей Родины. *** Большое государство есть всегда в истории человечества явление прогрессивное - а большое свободное государство даёт таки возможности роста и влияния человеческой личности и
...
Читать дальше »
|
«Он имел одно
виденье, Непостижимое уму»…. А. Пушкин. ... Читать дальше » |
Быть может, позволительно тем, кому не увидеть уже «все небо в алмазах», т. е. «старшим», пожелать чего-то русской ищущей и горячей, даже в блужданиях своих, молодежи. «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение…» Это не только для молодежи: это для всех: «в человеках благоволение». Значит: доброе расположение. Юноши, девушки России, несите в себе Человека, не угашайте его! Ах, как важно, что Человек, живой, свобод ... Читать дальше » |
Вот и еще год
минул, и отодвинулась в глубь истории
славная дата рождения Добровольчества. Отодвинулась
в даль истории, но останется навсегда, как прекраснейшая ее страница, сохранится
навеки в помнящем русском
сердце. Да и не страница |
-...Я поэт, а все поэты поклоняются женской богине. Без неё нет поэта,
он обращается только к ней. Она должна покориться правде его слов. Ибо
поэт ищет истину, познаёт вещи, которые не интересуют ни музу, ни
любовь. Она богиня, но и женщина тоже...
- Поэт всегда должен быть впереди, в этом его сущность. Если нечто ещё могучее перезрело, омертвело - его надо разрушить, и поэт становится разрушителем, направляет сюда удар осмеяния. Если что-то милое ещё слабо, не окрепло или даже уничтожено - его надо создать вновь, влить в него силу. Тут поэт - мечтатель, восхвалитель и творец! Потому у него постоянно два лица, ещё лучше, если три, как у музы. Но горе ему и людям, если только одно. Тогда он сеятель вреда и отравы... Пятнадцать веков назад беспокойный, самоуверенный мужской дух заменил порядок и мир, свойственный женскому владычеству. Герои-воины заменили великолепных владычиц любви и смерт ... Читать дальше » |
ЛАЗОРЕВЫЙ ЦВЕТОК Прибирали ангелы Божию светёлку, Бог гулял по облаку. Бог вернулся в горницу, Весь курень заоблачный, всю светёлку н ... Читать дальше » |
Но оставим теперь в стороне, кто кого больше виноват. Дело в том, что пришло нам спасать нашу землю; что гибнет уже земля наша не от нашествия двадцати иноплеменных языков, а от нас самих; что уже мимо законного управленья образовалось другое правленье, гораздо сильнейшее всякого законного. Установились свои условия, все оценено, и цены даже приведены во всеобщую известность. И никакой правитель, хотя бы он был мудрее всех законодателей и правителей, не в силах поправить зла, как <ни> ограничивай он в действиях дурных чиновников приставленьем в надзиратели других чиновников. Все будет безуспешно, покуда не почувствовал из нас всяк, что он так же, как в эпоху восстанья народов, вооружался против < врагов? >, так должен восстать против неправды. Как русский, как связанный с вами единокровным родством, одной и тою же кровью, я теперь обращаюсь <к> вам. Я обраща ... Читать дальше » |
Ты, выкорчеванное начисто,
Ты, изведенное под корень, Былое русское казачество – Не затихающее горе. И память о тебе всезнайками Заплевано теперь по брови, Корят казачьими нагайками Не помнят о казачьей крови. Да, пусть тебе землею плачено. И гордилась ты по праву – Но сколько же тебя потрачено За 300 лет российской славы! Побеги Дуба Запорожского, Ветвилось ты, с врагами споря, От моря теплого Воложского До Желтого лихого моря. Каймило степь станицей русскою. Песками шло, текло рекою, Яицкое и Оренбургское, Донское, Волжское, Терское, Сибирское и Черноморское, Кубанское и Семиречье, По всем границам барсом порская, Звенело дерзкой русской речью, Цвело лампасом, шашкой лязгало, Папаху набекрень носило- Ангарское и Забайкальское, И сколько вас еще там было. Тот шел в тебя, кому – не в пахари, Ни в толстосумы, н ... Читать дальше » |
"Теплится лампада перед Царицей Небесной, при огне
ея села писать. Радость моя, ненаглядная мама! Не сетуй на меня, не
обижайся, не круши моего сердца. Не могу с тобой поговорить, а из редких
слов чую, что у тебя обида на меня... Знай, родная, что я ни единого
слова не сказала лишнего и в мыслях не имела, что буду задержана, но
против совести своей не могла молчать. Сказала, "что предана Церкви и
Преподобному" (Троице-Сергиевой Лавре). "Бороться будете?" - спрашивают.
"Нет, - говорю. - Борьба не в духе христианском, а стоять буду". Вот и
всё! За это и сижу, и благодарю Господа, что Он призрел на любовь мою,
ибо большего ничего не имею, удостоилась посидеть, а также этим и за
грехи мои очищение получаю"... |
Я предлагаю всем провести эти два месяца как можно приятнее и для того
всем устроиться на иных основаниях. Господа! Я предлагаю ничего не
стыдиться!
- Ах, как я хочу ничего не стыдиться! - с восторгом воскликнула Авдотья Игнатьевна. - Слышите, уж коли Авдотья Игнатьевна хочет ничего не стыдиться... - Нет-нет-нет, я стыдилась, я все-таки там стыдилась, а здесь я ужасно, ужасно хочу ничего не стыдиться! - Я понимаю, - что вы предлагаете устроить здешнюю, так сказать, жизнь на новых и уже разумных началах. - ... Читать дальше » |
«Женщина - хранительница не только плода, но и красоты. В ней с
древнейших времен дан пробраз Мадонны, Матери Спасителя. Культуры с
женственными чертами являются творческими, художественными, одаренными
пониманием красоты. Сколько красоты разлито в земле Индии или Эллады,
чьей подлинной наследницей являются русские! Часто и справедливо
отмечают, что в каждом русском есть нечто от художника и эстета... Когда
инстинктивно азиатская склонность к женской сущности встречается с
осознанно христианским уважением к ней, можно ждать удивительных
результатов. Итогом такого совпадения, которое не повторялось нигде и
никогда на земле, стала русская женщина. Это одна из немногих счастливых
случайностей на нашей планете. Многие из тех, кто был в России, выносят
оттуда впечатление, что русская женщина обладает более высокой
ценностью, чем русский мужчина... Русская женщина самым привлекательным
образом объ
...
Читать дальше »
|
"Прошлое скрылось вдали, будущее было неведомым, осталось одно настоящее — тяжёлый далёкий путь" И.А. Ефремов "Путешествие Баурджеда". 1946 год. 5 октября исполнилось 40 лет со дня смерти великого (редко употребляю это слово по отношению к человеку, но в данном случае - так оно и есть) русского советского ученого и писателя-фа ... Читать дальше » |