ЧТО ТАКОЕ ЦЕРКОВЬ?
Архиепископ Аверкий заметил,
что православная экклесиология находится в большей опасности, нежели остальные
разделы православного учения. По мере того как Христианство утрачивает
последние остатки сил глубинной веры, православные христиане, неразумно
подверженные воздействию духа века сего, утрачивают правильное представление о
том, что же такое в действительности Церковь. Их взгляд, как и взгляд общества,
в котором они живут, обращен на внешнее, и поэтому они смотрят на
Церковь все больше и больше как на организацию. Ощущая жгучую
необходимость откликнуться на эту тенденцию, Архиепископ Аверкий писал:
"Православие это не просто некоторый
тип чисто земной организации, возглавляемой патриархами, епископами и
священниками, которые выполняют некоторое служение в Церкви, которая официально
называется "Православной". Православие - это мистическое Тело
Христово, Глава Которого - Сам Христос (см. Еф. 1; 22-23 и Кол. 1; 18, 24), и в
состав его входят не только священники, но и все правильно верующие во Христа,
вошедшие законным путем посредством святого Крещения в Церковь, Которую Он
основал, как ныне живущие на земле, так и те, кто умер в вере и
благочестии".
Архиепископ Аверкий опасался того, что дух
православной экклесиологии будет заменен папистской концепцией Церкви, и главы
церквей станут в сознании верующих "мини-папами" и начнут заслонять
собою Христа, подлинного Главу Церкви. Архиепископ понимал, что если Церковь
будет восприниматься, прежде всего, как светская административная структура,
тогда антихрист получит прямой доступ к сердцам людей и без особых усилий
превратит их в своих верных слуг. Имея искаженное представление о Церкви, они
"для пользы Церкви" будут делать то, что явно противоречит заповедям
и воле Христа.
И вновь обращая наше внимание от земного к
небесному, Архиепископ Аверкий дает следующее определение Церкви:
"Православная Церковь - это не
"монополия" клириков, это не только их "дело", как думают
невежественные и чуждые церковного духа. Церковь это не собственность того или
иного иерарха или священника. Это теснейший духовный союз всех правильно
верующих во Христа, стремящихся благочестиво соблюдать заповеди Христовы, с
единственной целью - наследовать то вечное блаженство, которое Христос
Спаситель уготовил нам, если они по немощи согрешают, то искренно каются и
стремятся "принести достойные плоды покаяния" (Лк.3; 8).
Те, кто прежде всего заботятся о консолидации
своей церковной организации, могут почувствовать опасность для своих планов в
таком определении Церкви, какое дает Архиепископ Аверкий (и которое, надо
заметить, совпадает с определением, данным Блаженным Архиепископом Иоанном, что
показывает, что оба эти иерарха были единомысленны и исходили из единого
Предания). "Да, - можно иногда слышать, - Церковь имеет
мистическую природу. Но вы должны принимать во внимание и земную сторону
Церкви, какой бы прозаической она не была". Архиепископ Аверкий в
своем ответе на эти слова принимает во внимание и земную сторону Церкви, но
несмотря на это не оставляет места для оправдания какого-либо обмирщения Ее:
"Церковь, в самом деле, не может
полностью удалиться от мира, поскольку в нее входят люди, которые продолжают
жить на земле, и поэтому "земная" сторона состава Ее и внешняя
организация необходимы; но чем меньше "земного", тем лучше для
достижения вечных целей, стоящих перед Церковью. И уж совсем недопустимо, чтобы
"земное" затемняло или подавляло чисто духовное - задачу спасения
души и жизни вечной - ради чего Церковь основана и существует".
Архиепископ Аверкий осознавал, что преобладание в
Церкви земного над духовным приводит к утрате необходимой для всех христиан
способности отличать то, что принято, от того, что правильно.
Когда человек обращает все свое внимание на внешний мир, он начинает искать
"признания", "достойного положения" - того, что правильно и
хорошо в глазах других людей, а не для того, что внутренне правильно по
отношению к Богу и самому себе. Идеализировать нечто признанное всеми
"правильным" и подстраиваться под это, значит напрашиваться,
чтобы тебя обманули, поскольку сатана может очень легко - особенно в наше
время - сделать так, что внешне общепринятое будет сосуществовать с внутренней
ложью. Архиепископ Аверкий подчеркивал:
"Необходимо понять и всегда помнить,
что Православие это не только и не всегда то, что "православием"
официально называется, потому, что в наши злые и лживые времена появление
повсеместно фальшивого "православия", которое поднимает голову и
устанавливается в мире, это исключительно печальный, но, к сожалению, уже
несомненный факт. Это лжеправославие яростно стремится подделаться под истинное
православие, как в свое время антихрист будет стараться занять место Христа,
подменить Его собой". |