Пятница, 29.03.2024, 11:24 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Библиотека

Главная » Статьи » Драматургия » Разное

Восхождение воина
Фотография 1

(сценарий художественно-документального фильма)

Гудит горн. Во всю мощь работает поддув. Белое пламя раскаляет металл. Кузнец клещами вытаскивает алую полосу, переносит на наковальню.
Тяжелым молотом выгоняются шлаки, разлетаются под ударами, что чёрные шмели. Прокованная полоса вытягивается, утончается. Так в огне рождается булатный клинок.
Мастер опускает его в бадью с водой. Вода волнуется, шипит. На миг вырывается клуб пара, окутывает пространство.

Вдруг из глубины этого клубова, из туманного далёко, слышится древний гортанно-заунывный напев. Слышится, будто угадывается.

Пар уже рассеялся. Охлаждённая полоса булата в руках кузнеца темна, но на свету матово серебрится. Осмотрев её, мастер приступает к шлифовке. Сталь на глазах светлеет, светлеет… После полировочного круга это уже серебристо-зеркальный клинок. Заточка.

Мастер, в плотных рукавицах, кладёт на наковальню зубило. Взмах – и булат легко перерубает его, входит словно в масло. Затем кузнец кладёт кусок стекла, проводит по нему остриём. Стекло трещит и легко распадается по линии надреза.

Вот оно, чудо древней технологии! Булат сочетает в себе не сочетаемые для современных сталей свойства: потрясающую ковкость, пластичность чистейшего, «четырёх девяток», железа и в то же время – монокристаллы алмаза на острие. Они и позволяют перерубать крепчайшую сталь как дерево. А связующее железо даёт возможность сгибать клинок в кольцо, не переламываться от ударов.

Мастер поворачивает полосу чуть под углом. Вдруг будто волна по металлу побежала. Сверкнул блик и отражённо засветился то ли огонёк костра, то ли горна.

Свет меркнет. Жёлтый огонёк всё ярче. В темноте к нему прибавляются другие точки, набухают, распускаются пламенными цветами. Это чёрной южной ночью под крупными звёздами и чеканным бронзовым ликом луны горят дальние огни древних кузниц. Огонь подымается из обычной квадратной ямы.

Керчь2

Керчь

На нашей земле родина булата – в Тавриде. Город Керчь, по старорусски - Корчев, означает кузницу. Там в глубокой древности булат готовился из кричных руд, залегавших открыто, с помощью таких же открытых залежей угля, каких много было в окрестностях Корчева.
В ту мифическую пору мастеру, чтобы выдержать температурный режим, приходилось постоянно следить за состоянием природы: Зодиак, фазы Луны, влажность воздуха и многое другое, - всё имело решающее значение. Оттого ему часто и подолгу приходилось глядеть в небо, изучать погоду по приметам. Накапливался огромный опыт, и кузнец считался среди людей «ведуном», предсказателем, собеседником неба. Он выступал как личность сакральная. Ну, и сам керчий, конечно, почитал своих богов-покровителей, испрашивая у них знание и умение. Ведь без его, кузнеца, работы народ оставался беззащитным перед лицом врагов.

В ночи, на контуре, хорошо различим человек в длинном одеянии, в островерхом колпаке и с густой бородой. Он загляделся в небо, а сам поддувает в небольшой переносной мех. И утекает к небу тонкий дым его корчевы.

Оборвалось короткое видение, точно сказка в глазах мелькнула. Темнота рассеялась. В руках мастера снова – сияющий клинок.

Этот клинок мало ещё просто отковать. Его необходимо украсить. Без того он - как чистый лист, как необученный воин, которому только предстоит выработать собственный характер. И каким воином он станет, во имя чего и с кем будет ратоборствовать, зависит во многом оттого, что за направление ему дадут, что за символ вложат. Нанесение на оружие рисунка: знака, образа, символа, - и означает наполнение смыслом.

Традиция тянется из глубочайшей древности. Это наглядно являют образцы оружия в музеях: разнохарактерные, поеденные ржой, темно-бугристые, с сохранившимися элементами отделки, - инвалиды далёких неведомых войн.

Чистый новорожденный клинок берет на руки мастер. Берёт бережно, пристально вглядывается в холод стали.

Чистый лист ватмана. Рука уверенно выводит абрис меча, чёткими штрихами наносит первые линии, детали будущего орнамента: по клинку, по рукояти. Быстрым овалом выводит первое клеймо, наносит карандашом дату далёкого-далёкого века. Это дата века Троянской войны.

Троя. Саркофаг
Есть известная гипотеза, идущая из второй половины позапрошлого века от «отца русской византологии» академика Васильевского: Ахилл являлся вождём одного из колен северного народа тавроскифов, праотцев русичей, по-гречески – мирмидонцев, мощного народа, закованного в седую броню в те поры, когда сами греки и семиты Востока железа ещё не знали.
По эллинскому мифу мирмидонцы – загадочное племя. Отец Ахилла Пелей потерял всех своих людей, и Зевс, смилостивившись, превратил муравьёв в его новый, несметный по числу, народ. Мирмидон по эллински – муравей.

Мастер-оружейник проводит кистью с кислотой по клинку. На седом булате проступают тёмные волнообразные прожилки. Переходят в настоящие волны моря. Слышен плеск прибоя, скрип многих уключин, мерные всхлипы вёсел.

В той древней войне Ахилл, родственник самого Аполлона, Феба-стрелометателя, побеждал всех князей Троады. Самого Гектора победил главный герой эпоса в своих стальных латах!

Шумы моря стихают. Их сменяют звуки битвы. Перед глазами – эллинские изображения боёв «Илиады», античный образ вооружённого Ахилла.

Но откуда у героя взялись его невиданные в греческой ойкумене латы? По мифу, их ковал сам бог кузнечного искусства Гефест.

Античное изображение бога переходит в живую контурную картину: затемнённое пространство, живой огонь очага, силуэт мощного кудрявобородого бога, насекающего на круге щита. По стене, в притемнении – части лат, мечи, цепь. Высокое окно уводит в синеву неба. Гекзаметры Гомера:

«И вначале работал он щит и огромный и крепкий,
Весь украшая изящно, кругом его вывел он обод
Белый, блестящий, тройной; и приделал ремень
серебристый,
Щит из пяти составил листов и на круге обширном
Множество дивного бог по замыслам творческим
сделал.
Там представил он землю, представил и небо, и море,
Солнце, в пути неистомное, полный серебряный
месяц,
Все прекрасные звёзды, какими венчается небо»…

Из высокого обиталища Гефеста небо - близкое, распахнувшееся во всю ширь, всеохватное, со странным своим гулом бездны, напоминающим далёкий гул горна.

Гефест
Бог Гефест, кующий доспехи сыну титаниды Фетиды, живущей в Гиперборее – не высшее ли это почитание доблести героя, подъявшего на щит всю Вселенную? Издревле считалось: лучшее, победное оружие готовится и украшается божественной силой. Такой дар способен понести не каждый. И потому оружие героя сакрально, никто не смеет прикасаться к нему. Лишь сам воин волен передать его избраннику, вручая тем самым свой боевой дух.

Рука мастера ведёт резцом по стали. Первые штрихи орнамента – античный мотив.

Так из глубокой древности выделялась каста архонтов и природных воинов, ведающих особые приёмы боя, сражения и способы владения оружием.

Высокое небо сменяется панорамой эллинских чёрнолаковых изображений: корабль аргонавтов, битвы с кентаврами, амазонками. Под воинские гимны Пиндара, звучание арф и цитр, под звон мечей и конское ржание, изображения как бы заводят ускоряющийся хоровод.
Когда шумы, движение достигают предельного темпо-ритма, всё вдруг обрывается, смолкает. А перед нами, вертикально – древний меч.

Меч
Этот меч из скифской коллекции Эрмитажа полностью подтверждает сказанное. Начнём рассматривать снизу, поведём от клинка с золотыми инкрустациями в виде растений, воинов в островерхих клобуках и сопутствующих им мифических крылатых дев. Перед нами, ни много, ни мало, изображение земного пути воина и его восхождения к эдему с помощью неких небесных сил, сулящих будущее блаженство. Кстати, крылатая богиня победы Никэ у эллинов – тот же самый символ, что у скифов. А рукоять меча, эфес – символ уже самого «рая процветшего», обретённого боевой доблестью. Потому и клали оружие в могилы воинов, как свидетельство их небесного достоинства.
Восхождение воина… А выражают его древние символы.

Вновь – лист ватмана. Элементы отделки разработаны уже более полно. Рука мастера выводит второе клеймо, начертывает внутри дату, гораздо более близкую к нам.

Широкая река в чистых степных берегах. Бегучая вода моет суглинок. В небе кружит большая птица.
Если смотреть от уреза вод, низко, вперёд и чуть вверх – река представится бесконечным, уходящим за земной окоём серебристым путём-дорогою.

Князь Святослав
Древние речные пути – ими ходил когда-то на стругах и лодьях великий воитель князь Святослав. Византийские хроники прямо именуют его «архонтом тавроскифов, называющих себя народом росс». А вот ещё слово хрониста Льва Диакона о походах и битвах воителя: «Тавроскифы, сомкнув щиты и копья наподобие стены, ожидали их на поле сражения». Не правда ли – не слишком изменился характер народа за века, истекшие со времен Троянской войны?

В старинных наших летописях сохранились миниатюры, изображающие битвы и эти стальные стены русских дружин.

Сам архонт россов имел грозную внешность: обритая голова с длинным чубом и серьгой в ухе. Недаром позже его нарекли «первым казаком». Этот воин-князь не знал покоя. С дружиной или целым войском он появлялся в самых неожиданных местах далеко за пределами Руси и везде наводил ужас. Бился с греками, болгарами, степняками. Завоевал Балканы и решил основать там столицу своей империи. От тех битв найдены и хранятся в музеях кольчуги, шеломы и знаменитые червлёные щиты.
Князь окончательно разбил главного врага Хазарию, рассеял народы её, затем повоевал Болгарию и саму Византию, навязав выгодный Руси торговый договор. Святослав одной ратной силой упрочил положение княжества среди воинственных соседей, расширил рубежи.
Да, оружие тогда выступало главной, как и во времена Ахилла, силой. Правда, покровительство кузнецам-оружейникам приписывали у нас не Гефесту, а верховному богу небесного огня Сварогу. Ковачей так и называли - «сварожичи».

Збручский идол
Благодаря археологическим раскопкам есть интереснейшие объекты того времени – остатки жилищ, капищ, крепостных стен. Те же Змиевы валы говорят о многом. И очень интересно изображение всеславянского бога Световита: четырехликого, на все стороны света, воина в шлеме, с луком и мечом на боку, - так называемого Збручского идола.
Колорит же эпохи ещё полнее выражает восстановленная игра на гуслях, былинные напевы глубокой старины.

Погиб князь Святослав на Днепре, погиб неожиданно, как и Ахилл когда-то. Но и закономерно… Он попал на порогах в засаду новых степных врагов, печенегов.

Есть знаменитое живописное полотно, изображающее это событие: летящие стрелы, неравный бой. Звуки схватки на фоне бурлящей на валунах воды.
И всё так же, как и тысячелетия назад, кружит над степью большая хищная птица…

Печенеги сделали из черепа князя чашу, оковали золотом. Для язычников это также сакральный акт. Победить непобедимого воителя – дар и милость богов. А чаша – сосуд, наполняющий той, от божества идущей необоримой ратной силой. Вот таким оказался путь, исход этого воина, князя Святослава, оставшегося памятью, делами в веках.
Но уже скоро после его гибели представления о смысле ратоборства как о главной созидающей силе, переменятся. Шли последние битвы языческой Руси.

На ватмане появляется чёткая дата в новом клейме: год 988.

Христианство предъявило воину определённо выраженные нравственные требования в применении оружия, сузило, изменило его земной культ. Ратная сила рассматривается Церковью как крайняя и вынужденная мера в защите святыни веры и жизни.

Келья. На большом налое – белая залевкашенная доска будущей иконы. Изограф шлифует пемзой меловую поверхность. Начинает наносить на левкас графью.

Изменился в христианстве и смысл художественной отделки. Она уже не просто выразитель знатности, касты и посмертного вознаграждения, но выраженное знаками веры достоинство борца за правду Божию. А та говорит воину не о земном торжестве силы и будущем за то наслаждении, но о высшем смысле бытия: «Нет выше той любви, аще кто положит живот свой за други своя».
Такое понимание жертвенности долгие века водило предков наших на подвиг.

Фотография 8
В нише стены Донского монастыря - выразительный горельеф из песчаника ещё от старой стены храма Христа Спасителя. Преподобный Сергий благословляет крестом коленопреклоненных, с обнажёнными опущенными мечами, Пересвета и Ослябю.

Да, оружие, поднятое в защиту самостояния народа, освящено Богом и преображено в оружие духовное.

Сыплет тихий снег, укутывает землю, покрывает всё временное, случайное. За узким окном – четко вычерченные на белом ветви старых лип.
Иконописец наносит на кипенный левкас контур подпоясанного крылатого воина.

Итак, христианство упорядочило могучую воинскую силу. Перед битвами повелось подводить ратников под хоругви. В походы брали так называемые «таблетки», тонкие доски-иконы, расписанные с обеих сторон. Их много хранится в музеях. Перед сражениями на поле служились молебны. И спокойны, решительны были воины, идущие на смерть. Отсюда вырастало то упорство, стойкость, воспитанные веками и так поражавшие противников. Но горе было христианину, если он подымал свой меч беззаконно.

Мастер награвировал очередную дату в клейме. Опустил клинок острием вниз.

Знаменский храм на Рижской
В Москве в Знаменском храме у Крестовской заставы есть престольная икона семнадцатого века с клеймами, в которых изображена история посрамления великого князя Андрея Боголюбского.

Собиратель земель, борец со злом междоусобицы и произволом бояр, князь допустил жестокость по отношению к Великому Новгороду в стремлении подчинить его. Сначала перекрыл хлебную торговлю, а потом двинул соединённое войско. Обложил город. Убеждения горожан, священнослужителей не подействовали. Князь готовился к штурму. Тогда архиепископ Иоанн вынес икону Знамение Пресвятой Богородицы на стену. Снизу пустили стрелы. Одна из них ударила в лик Пречистой. И после, по летописному преданию, что-то нашло на суздальцев. Они двинулись на штурм. В них полетели камни, стрелы. Ряды наступающих смешались, будто туман какой-то ослепил их. И они сшиблись между собой. Выскочившие из ворот новгородцы отогнали потерявшее управление войско. Боголюбский вынужден был уйти. Затем он принёс церковное покаяние за проступок.
Так возрастала личная духовная ответственность князя за всю землю, народ, за действия свои и подданных.

Мастер выводит новое клеймо и дату: 1380 год.

Михаил АВИЛОВ. Поединок на Куликовом поле
Куликовская битва показала это возросшее значение личности князя, значение его стяга, как равно и силу соборности, единения.

Могила Пересвета и Осляби
Полощется на ветру, на фоне голубовато-белесого неба стяг – Лик Спасителя в белом круге на алой ткани. Во всю ширь – голое поле. Ветер. Звуки далёкой битвы.
Средневековые миниатюры сражений. Поединок богатырей. Плиты на могилах Пересвета и Осляби. Горящая лампада.

Виктор Моторин. Удар засадного полка
Великий князь Дмитрий был опытнейшим полководцем. Его опыт вырабатывался в бесконечных войнах на западной границе против Литвы, нависавшей своими полками над самой Москвой. Но главная угроза шла из Орды. Сражение было неизбежным. В Сарае темник Мамай устроил военный переворот и захватил власть. Великий воитель Востока Тамерлан поднял своё войско, и чингизид Тохтамыш вел его на Мамая. Узурпатору некуда было деваться. Созрел план захвата Москвы и переноса туда своей власти. Мамай шёл к нам царствовать, а из покорённых русских сделать щит против чингизидов. Московская Русь не могла ни откупиться, ни подчиниться. Эта судьбоносная схватка назревала долго. Князь Дмитрий готовился к ней два года. Соединял удельные дружины и городские ополчения союзных земель в единое войско под своим управлением, проводил сборы и манёвры, с ближними воеводами продумывал стратегию и тактику. Он создал тогда первое на Руси регулярное войско, способное держать широкий фронт обороны, своими соединениями и частями исполнять самостоятельные действия. Это показала затем сама битва, на которую с русской стороны вышли прекрасно обученные и блестяще вооружённые воины, хотя далеко не у всех имелся боевой опыт.

В. МАТОРИН. Герой Куликовской битвы. Боброк Вол
Князь Дмитрий облачился в кольчугу простого ратника и ушёл в ряды передового полка, отдав свой стяг и управление воеводе Боброку Волынцу. Это объясняется высочайшей ценой той победы, ценой жизни государства и народа. Ведь на нас шла рать изгоев-разбойников, которым некуда было бежать. Князь сразу исключил возможность потери боевого духа ратниками в случае своей гибели. Именно этим объясняется его поступок, что до сих пор псевдоисторики любят объяснять как якобы трусость. Именно этим объясняется также переход войском и оставление в своём тылу реки, как отсечения самой мысли об организованном отступлении.
Затем, в первый ряд поставили пехоту. Это был новаторский шаг – наша разведка донесла о замысле степняков.
Сражение началось, как обычно, с налёта конницы и осыпания стрелами, от которых пехота укрылась стеною щитов. Первый порыв врага был сбит ценою гибели сторожевого полка. Ну, а следом пошла главная ударная сила Мамая, пехота – тысяча закованных в броню «фряжских» рыцарей, нанятых через Крым, Кафу, со всей Европы. Надо отметить, что в крупнейших битвах при Пуатье и Кресси с обеих сторон у англичан и французов в те времена бились всего 300-400 рыцарей. Тысяча же была страшной ударной силой. И здесь сказало своё слово русское оружие. Пешцов передового полка специально оснастили самострелами-арбалетами, намного превосходящими по убойности европейские. Арбалеты были к тому же скорострельны, натягивались с помощью крюка, закрепленного на поясе воина. А били они «болтами», калёными цельнобулатными стрелами, очень тяжёлыми. Эти болты прошивали лучшую миланскую броню европейцев, как сегодня нож вскрывает жесть консервной банки. И всё же таранящий удар тот был страшной силы. Его поддержали со стороны Мамая воины-хазары и татарская конница. Русский передовой полк полёг почти весь. Князь Дмитрий получил несколько ран и был после найден под завалами тел. Но натиск был отбит, начало сражения русские выиграли.
Затем началось жестокое конное ристание основных сил с отрядами степняков, прогнувших нашу оборону, обошедших с левого фланга. Но тут уже был простор, и задуманный ещё ранее манёвр решил исход дела. Отборная конница - засадный полк Боброка и князя Владимира Серпуховского - ударила в тыл. Закованные в прочнейшую, но лёгкую по весу и облегающую тело броню серпуховичи (эта столица удельного княжества была тогда центром кузнечного ремесла) ошеломили врага, и наша рать отбросила его по всей линии, перешла в наступление. Ну, а затем начался гон по степи.
С Мамаем было покончено, а Москва своим духовным и воинским авторитетом по праву встала во главу всех русских земель, сделалась символом соборности, единения. Неспроста «Сказание о Мамаевом побоище» завершается долгим перечислением имён тех героев от князей до самых простых воинов.

Храм всех святых на кулишках
Памятники, храмы на Куликовом поле, храм всех Святых на Кулишках. Поминальная служба, вычитывание имён павших, от Ольгердовичей, князей Одоевских, Тарусских…

Мастер гравирует следующее клеймо. За окном тихо падает снег. Белым-бело…

В келье изограф начертил уже всю фигуру и наносит багряную расфоновку.

Псков

Псков2
Белое снеговое поле, бледно-голубое небо только ярче подчёркивают самобытность псковского храмового зодчества. Эти кряжистые церкви с куполами в виде шеломов так напоминают старинных витязей!
Псковский кремль. Стены крепости. Могилы предков, средневековый арсенал.

Князь Довмонт
И, наконец, здесь, на этой земле был явлен когда-то пример высшего, безукоризненного ратного служения христианина. Князь Довмонт, литвин по крови, выразил собой образ защитника не только от внешних врагов, но и покровителя всех гонимых и обиженных в междоусобных распрях. Он гнал псов-рыцарей, гнал польские и литовские рати, он никогда не выдавал просивших приюта изгнанных Рюриковичей, защищал беженцев-переселенцев и вступался за всех невинных. Он открыто обличал жестокость соперничающих князей в тяжелейшие для Руси времена. Судил всегда по справедливости, был бесконечно любим народом и во всём действовал с благословения великого святого, архиепископа Василия Калики. Во всех своих битвах этот князь, образец чести, побеждал, и он же явил одновременно и удаль, мощь былинных героев дохристианских времён. В Троицком соборе хранится как святыня его легендарный булатный меч, которым князь когда-то опоясывался, точно ремнём. А на звоннице висит колокол, который он поднял туда на собственных плечах!

Довмонтов меч
Перед нами – меч Довмонта сегодня. Иконный лик святого князя.
Подъём по крутым ступеням на звонницу.
Раскачивается язык колокола. Удар. Широкий вид земли сверху под гул колокольной меди.
 
Князь Довмонт уже при жизни почитался как святой. И сегодня, с именем Гавриил, он остаётся одним из ярчайших образцов и полных выразителей воинского долга и служения, судьи праведного, защитника обиженных. Так восходящая человеческая мысль, нравственное чувство на протяжении тысячелетий «царства булата» пыталось преобразовать разрушительную силу оружия, облагородить и поставить её на службу жизни будущего века. В этом – корни нашего отношения к войнам и определение характера силы вопреки тому циничному культу с упразднёнными или опрокинутыми представлениями о добре и зле, что пытаются навязывать человечеству новые претенденты на господство.

Архангел Михаил, побивающий диавола
Мастер-оружейник закончил гравировку и отделку меча. Тот лежит на широком налое. Вязь клейм.
А над ним, на стене – готовая икона. В языках пламени архангел Михаил в пурпурных доспехах бьёт мечом чёрного Сатану.

2000 г.
Категория: Разное | Добавил: defaultNick (04.10.2012)
Просмотров: 2046 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 2
1 Евгений  
0
Отлично написано. Хочется сказать - "показано", потому что, благодаря яркости описания, каждый фрагмент - готовый, живой кадр. Самому приходилось кузнечное дело изблизи не раз видеть - и так всё схвачено у вас: текст, как гравировка на мече - такая же мастерская работа. Когда бы ещё визуализировать её на экране...

2 screenplay  
0
Спасибо за такую оценку работы!!! Фильм был сделан во второй половине 80 гг. Но у меня нет копии. Он шёл по 1 каналу и по России. Название "Булатный кузнец Вячеслав Басов". Если где он и есть, то в архиве ТВ.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]