Пятница, 29.03.2024, 17:35 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Библиотека

Главная » Статьи » Драматургия » Аскалонский злодей

Аскалонский злодей. Серия 4.
Фотография 4

ИЗ ЗТМ.


4. 1. ЭКСТ. УЛИЦЫ ГОРОДА. УТРО.
АНАСТАС. МИЛИЙ. АЛИХЕЙН. ЕВЛОГИЙ. ВОИНЫ. МАССОВКА.

Аскалон встречает епарха. Улица от самых городских ворот заполнена возбуждённым народом. В руках у людей розы, пальмовые ветви.
Под общий ликующий гул в воротах со стороны пустыни появляется процессия.
Первым ведут Анастаса. Он идёт со связанными за спиной руками, обмотанный толстыми верёвками, концы которых крепятся на седлах коней стратиотов.
При виде Анастаса народ угрожающе замолкает. Взрывается гневным воплем. В апелата летят камни.

НАРОД
Смерть! Смерть злодею!..

Тот идёт, смотрит прямо и чуть вверх. Ударов камней старается как бы не замечать.
За Анастасом следует верховой. Это комит, старший отряда, в полном воинском облачении и коротком плаще.
За ним - два ряда тяжеловооружённых воинов-катафрактов.
Между катафрактами - конный паланкин с Милием. Эпарх, тщательно завитой, в алой тунике под тёмно-зелёным плащом, приветствует народ поднятой рукой. На чувственных губах - сахарная улыбка.
По бокам паланкина шествуют эфиоп Алихейн с опахалом и Евлогий со строгим, значительным выражением лица.
Народ бросает под копыта коней цветы.

НАРОД
Слава Милию, наместнику Антиохии!
Слава порфироносному Юстиниану!
Слава солнцерожденной Феодоре!


4. 2. ИНТ. ТЕМНИЦА. УТРО.
РАВУЛЛА. КУЗНЕЦ. АНАСТАС. ФАЛАЛЕЙ. УЗНИКИ.

Дверь темницы с лязгом распахивается. Сверху бьёт поток света.
Лежащие узники, зашевелившись, хватают ртом воздух. Некоторые садятся.
По лестнице Равулла и кузнец сводят Анастаса. Руки его связаны.
Разбойника помещают в нишу, что находится рядом с местом Фалалея.
Кузнец начинает приковывать разбойника к стене на пять цепей: по рукам, ногам и шее.
Арестанты глядят молча, тревожно.
Вместе со всеми смотрит и Фалалей. Узнаёт, садится. Натягивая цепь, заглядывает в нишу.
Кузнец заканчивает работу. Равулла разрезает верёвки на руках Анастаса. И вдруг бьёт сидящего апелата ногой по лицу. Оба тюремщика уходят, посмеиваясь.


4. 3. ЭКСТ. У ДОМА ЕРМИЯ. УТРО.
ЕРМИЙ. МИЛИЙ. ЕВЛОГИЙ. АЛИХЕЙН. МАССОВКА.

Улица перекрыта воинами. Они сдерживают народ в удалении от паланкина.
А у своего порога правителя встречает Ермий. Он спокоен, на нём дорогая, но без роскоши, одежда, синего цвета хитон.
Эфиоп ссаживает епарха из паланкина на мостовую, точно ребёнка
Подступает Ермий. Прикладывает ладонь к сердцу. Склоняет голову.

ЕРМИЙ
(ровно)
Благословен Бог, приведший под
кров Аскалона высокочтимейшего
Милия, наместника великой
Антиохии. Ты прибыл в наш праздник
роз и тем удвоил радость народа.

Милий, всё с той же публичной улыбкой, отвечает кивком. Опирается на руку Ермия. Идут в дом. Следом за ними – Евлогий и телохранитель.


4. 4. ИНТ. ТЕМНИЦА. УТРО.
АНАСТАС. ФАЛАЛЕЙ. УЗНИКИ.

Прикованный Анастас сидит, привалившись спиной к стене и закрыв глаза. На подбородке – след крови.
Фалалей тихо зовёт его по имени.
Тот поднимает голову, осматривается в сумраке. Узнаёт купца, криво усмехается.

АНАСТАС
Живой? А здесь-то каким роком?

ФАЛАЛЕЙ
(зло)
По твоей милости. В сговоре с тобой
обвинили.

Анастас молчит, соображая, затем смеётся.

АНАСТАС
А-а!.. Уравняли, значит! И свиделись,
где не придумаешь!

ФАЛАЛЕЙ
А ты что, свидеться предполагал?
.
АНАСТАС
(задумчиво)
Не смог добить. Фермуфия
благодари. Он мою руку одним
своим видом обессилил. А что в
пустыне выжил – явное чудо. Для
чего? Может, чтоб понять здесь эту
самую справедливость?

Анастас указывает глазами вверх.

ФАЛАЛЕЙ
Может быть.
(опускается на спину, смотрит
в низкие мрачные своды)
Знать бы, что дальше…

АНАСТАС
(с насмешкой)
Дальше? Про себя знаю – казнят
на радость толпы. А с тобой? 
(пожимает плечами)
Ты жизнь любишь. До последнего
цепляться станешь. Может,
выберешься. Видишь, купец, как
жизнь поворачивает? Вы думали нас,
прежних, разорить, самим наше
место занять. А теперь друг дружку
давите.

Анастас тоже ложится на камни, вытягивается, насколько позволяет длина цепей.

ФАЛАЛЕЙ
(через силу)
Был грех.

Фалалей закрывает глаза. Лицо его выглядит печальным.


4. 5. ЭКСТ. КРЫША ДОМА ЕРМИЯ. ДЕНЬ.
МИЛИЙ. ЕРМИЙ. ЕВЛОГИЙ.

С высоты хорошо видна опустевшая мостовая, забросанная вялыми затоптанными цветами.
Милий смотрит на них.

МИЛИЙ
(многозначительно)
«Сик транзит глория мунди».
(обозревая сверху город)
Так вот он, Аскалон, древний город
Афродиты. Где твоя прежняя слава?

Епарх располагается на лежанке у столика с вином и фруктам.
Эфиоп держит над ним опахало, даёт тень.
Ермий с Евлогием стоят напротив.

МИЛИЙ
(медоточиво, но властно)
Итак, Ермий. Какой отчёт желаешь
ты принести?

ЕРМИЙ
(ровно)
Готов отчитаться во всём. Но прежде
позволь рекомендовать в помощники
сына. Здесь никто лучше не знает
городских дел, исключая меня.

Милий жестом подзывает юношу. Тот подступает, склонив голову.
Милий с тонкой улыбкой проводит пальцами по его волосам.

МИЛИЙ
(вальяжно)
Я его сразу отметил.
(гладит по щеке)
Красивый мальчик. Нежный как дева.

Отец меняется в лице, старается удержать проступившую суровость.
Милий даёт рукой знак располагаться, и те возлегают.
Ермий наливает в чашу вина и воды, подаёт епарху.
Тот, пригубив, смакует.

МИЛИЙ
(милостиво)
Я ехал взыскать с тебя. Но поимка
злодея изменила настроение. Ты
подарил мне удовольствие
триумфального входа и будущего
празднества казни. Как удалось
поймать его?

ЕРМИЙ
Мне подбросил записку некто из их
шайки. Обещал выдать Анастаса,
если самому позволят бежать. Я
тайным ответом дал слово. Так был
пойман Анастас.

Выслушав, Милий хохочет.

МИЛИЙ
Ермий, Ермий! Образец простодушия!
Свои дела надо украшать мифически.
Людей восхищают героические мифы.
А голая правда ввергает в уныние. 
Кому приятно узнать, что в основе
подвига – предательство? Скажи
людям, что страсти, порок правят
миром. И станешь врагом.
(обращается к юноше)
Евлогий, представь мне чиновников
и сопроводи в темницу. Я хочу
рассмотреть этого скотокрада.

На завершении этих слов с высоты крыши видно, как по улице идёт Тения. Она - в тёмной одежде, в убрусе и с узелком в руке.


4. 6. ЭКСТ. ПЛОЩАДЬ У ТЕМНИЦЫ. ДЕНЬ.
ТЕНИЯ. ТОРГОВЕЦ. АКТЁРЫ. РАВУЛЛА. МАССОВКА.

На площади, в центре – помост, убранный розами. Наверху жонглирует красными шарами уже знакомый мим. Он – в красной же тунике и с золотистым венчиком в виде оливковой ветви на пышнокудрой голове. Две танцовщицы в бледно-розовых одеждах играют на ручных арфах.   
Появляется Тения. Идёт мимо торговцев под их сочувственными взглядами. Скромно, кивками, здоровается. На зрелище внимания не обращает.
Один из торговцев молча протягивает ей овощи.

ТЕНИЯ
(растроганно)
Да хранит тебя Создатель, добрый
человек. С праздником роз тебя!

И она, поклонившись ему, направляется к темнице.
Мим бросает один из своих красных шаров в толпу зрителей. Люди вскидывают руки, ловя его. Шар падает в чью-то ладонь и разбивается - это крашеное яйцо. Зрители смеются.
У дверей темницы лениво рассиживает Равулла. Заходят и выходят женщины с едой в плетёнках. В темницу доступ свободный.
Ко входу приближается Тения.


4. 7. ИНТ. ТЕМНИЦА. ДЕНЬ.
ТЕНИЯ. ФАЛАЛЕЙ. АНАСТАС. УЗНИКИ. МАССОВКА.

Внизу несколько жён кормят своих мужчин, отирают их воспаленные искусанные тела. Негромкий гул голосов. Узники в основном лежат.
Стоит в своей нише только Анастас. Для других он почти не виден в темноте, но ему видно всё.
Сбоку от него – ещё ниша, пустая глубокая и чёрная яма. Вверху её – зарешеченное оконце-отдушина.
Фалалей лежит и тупо глядит в низкий свод.
В темнице появляется Тения. Незамеченная мужем, вырастает над ним. Помогает  сесть. Принуждает себя улыбнуться. Целует.
Анастас из ниши следит за ними.
Фалалей, обняв жену, утыкается лбом в её плечо.

ФАЛАЛЕЙ
Что с вами? Где вы? Как вы?

Жена нежно его поглаживает.

ТЕНИЯ
Не печалься о нас. Мы устроены с
помощью друзей. Всё необходимое
у нас есть. Единственно, мы скучаем
и ждём твоего скорого возвращения.
Ермий обещал освобождение под
залог, пока наша правда не будет
доказана. 

Фалалей взбадривается, с нежностью смотрит на жену.
Тения развязывает узелок, подаёт сыр, хлеб и овощи, протягивает воду в баклаге.
Муж откусывает жадно, запивает. По подбородку течёт вода. Лоб его покрывается испариной.
Тения достаёт из узелка тряпицу, отирает ему лицо. Затем, пока он ест, открывает заживающую рану, принимается обрабатывать её.
Анастас задумчиво глядит на женщину.
Вдруг снаружи, с площади, доносятся ликующие крики толпы. Крики нарастают.
Все в темнице оборачиваются в сторону выхода, смотрят выжидающе.


4. 8. ЭКСТ. ПЛОЩАДЬ. ДЕНЬ.
МИЛИЙ. ЕВЛОГИЙ. АЛИХЕЙН. ТИВУРТИЙ. ВОИНЫ. АКТЁРЫ. МАССОВКА.

На площадь въезжает конный паланкин с Милием. По бокам его – Алихейн и Евлогий. Два ряда воинов. Впереди – комит на коне. Позади – Тивуртий.
Толпа ревёт «славу». На лицах всех: от Милия до последнего калеки - счастливые улыбки. Приветственные взмахи рук.
Милий смотрит представление.
Мим держит в поднятой руке пурпурный шар. На помост величественно поднимается женщина в зеленовато-голубом хитоне, с распущенными вьющимися волосами золотистого оттенка и вызолоченными голенями и икрами до самых колен. Они изображают Эрота и Афродиту.
Две танцовщицы-образы нереид, склоняясь, изображают розовыми полосами ткани у её босых ног колышущиеся волны.
Та переступает через них. Мим протягивает ей пурпурный шар. Приближается.
Она как бы в испуге вскидывает руку, ладонью прикрывая лицо. Касается кончиками пальцев шара. На лице - маска ужаса. Пальцы будто прилипли к шару, не оторвать.
Он начинает медленно кружить её вокруг этого шара. Кружит всё быстрее. Она послушна. Оба изображают мимикой и жестами перелив страсти.
Наконец, он обнимает её под талию, начинает клонить. Она запрокидывается спиной. Вот-вот встанет на «мостик».
Вдруг звякают жалобно струны. На помост поднимается юноша в белой одежде с матерчатыми крыльями. Вскидывает золотистый меч.
Все на помосте замирают. На лице мима – ужас. Архангел бьёт мечом в сторону мима. Пурпурный шар катится под ноги. Он наступает на него сандалией.
Женщина опускается перед ним на колени. Танцовщицы вскидывают руки к небу как бы в благодарение.
Толпа одобрительно гудит.

МИЛИЙ
(брезгливо)
Какое варварское зрелище! И это –
некогда великая школа мимов!


4. 9. ИНТ. ТЕМНИЦА. ДЕНЬ.
РАВУЛЛА. МИЛИЙ. ЕВЛОГИЙ. АЛИХЕЙН. ТИВУРТИЙ. АНАСТАС. ФАЛАЛЕЙ. ТЕНИЯ. УЗНИКИ.

По лестнице из света в полумрак торопливо спускается Равулла.

РАВУЛЛА
(рявкает)
Всем подняться! К вам, негодяи,
жалует сам наместник!

Узники, гремя цепями, встают. Совсем слабые садятся.
В темницу спускается золотоволосый, в алом хитоне, Милий. Видом, осанкой – едва не император. С боков - Тивуртий и Евлогий. Эфиоп курит впереди благовония, а сзади идёт стражник с горящим факелом. 
Равулла показывает эпарху узилище.

РАВУЛЛА
(подобострастно)
Наша тюрьма знаменитая. Сам царь
Ирод Великий, который из Библии,
построил! Всё тут как при нём
сохраняем.

Милий с любопытством оглядывает узилище.

МИЛИЙ
(весело)
Неужели? Достоверно. Подстать его
нраву.

Равулла указывает грязным пальцем в пустую нишу-яму рядом с Анастасом.

РАВУЛЛА
А вот здесь с тех пор никто не был.
Тут сорок лет один совсем
прокажённый сидел. Всю яму собой
испоганил.
(с гордостью)
Страшнее места во всей провинции
не сыскать!

Нишу подсвечивают факелом. Милий с опаской заглядывает в её черноту.
Затем освещают Анастаса.
Наместник с тем же любопытством рассматривает его: тот глядит, набычившись.
А вся темница наблюдает за ними.

МИЛИЙ
Вот он каков, басилевс скотокрадов!
Приятно, что именно я проведу казнь,
которую занесут в хроники.
(Евлогию с улыбкой)
Тебе, милый юноша, я дарю честь
описать её для потомков.

Евлогий под ревнивым взглядом Тивуртия почтительно кланяется.

АНАСТАС
(усмехаясь)
Что, не нашёл себе другого пути в
историю, как через меня,
злосчастного?
 
И он хохочет так, что гул идёт под сводами. Передёргивает цепями, будто на прочность их проверяет.
Вперёд выступает атлет-эфиоп, закрывает собой Милия. Схватывает запястья Анастаса.
Два богатыря оценивающе всматриваются друг в друга. Разбойник и эфиоп меряются силой. Первый выжимает свои руки вверх. Второй удерживает. Силы богатырей равны. 
Темница от этого зрелища замирает. 

МИЛИЙ
(небрежно)
Сильное животное.

АНАСТАС
(с презрением)
Уж сильней тебя, завитой раб кесаря!
(выжимает вверх руки)
И сильней всех твоих рабов!

Алихейн отпускает запястья Анастаса.
Лицо Милия вздрагивает в гневе. Но он сдерживается, оглядывает свиту.

МИЛИЙ
(насмешливо)
Вот не ожидал! Да он оратор!

РАВУЛЛА
(поддакивая)
На то и тюрьму завели. Здесь
приличного человека сыскать
трудно.

Епарх приглядывается к нему всё с той же злой насмешкой.

МИЛИЙ
О! И ты оратор тоже?!

РАВУЛЛА
(с испугом)
Упаси Бог!
(вытягивается и часто моргает)
Я темничник Равулла! Меня всякий
знает! Служу усердно!

Милий, а за ним и свита, смеются.

МИЛИЙ
(Евлогию)
Подай ему золотой. За усердие.

Евлогий вынимает монету из кожаного мешочка, что у него в руках, и протягивает сияющему от счастья темничнику.
А Милий тем временем оценивающе приглядывается к эфиопу.

МИЛИЙ
(кивая на Анастаса)
Алихейн, доведись бороться со
злодеем - одолеешь?

АЛИХЕЙН
(через паузу, в раздумье)
Трудно ответить. Но для господина
Милия постарался бы.

В глазах эпарха играет азарт.
Анастас же снисходительно усмехается и вдруг ложится на камни к эпарху задом.


4. 10. ИНТ. ДОМ ЕРМИЯ. ДЕНЬ.
ЕРМИЙ. ДАНИИЛ. СТАРЫЙ НЕМОЙ СЛУГА.

В пустой комнате нижнего этажа Даниил со слугой укладывают продукты в большую корзину. Корзина стоит на полу. Они перед ней – на коленках. Умещают всё плотно.
За этими сборами следит Ермий.

ЕРМИЙ
(по-хозяйски с заботой)
Масло не забыли?

Немой слуга кивает, успокаивающе жестикулирует.

ЕРМИЙ
(слуге)
Идите потемну. Веди окружным путём.
И смотри – дождись.
(Даниилу)
А ты гляди, чтобы не увидели, не
догадались.

ДАНИИЛ
(улыбаясь)
Всё тихо сделаем. Разве я не
понимаю? Божья радость!


4. 11. ИНТ. ТЕМНИЦА. ДЕНЬ.
РАВУЛЛА. МИЛИЙ. ЕВЛОГИЙ. АЛИХЕЙН. ТИВУРТИЙ. АНАСТАС. ФАЛАЛЕЙ. ТЕНИЯ. УЗНИКИ.

Милий, стоя на середине узилища, заканчивает речь.
Все сидят и жадно, с надеждой, слушают, не отводя глаз.

МИЛИЙ
Итак, моё слово направлено к сердцам
всех вас, уклонившихся с доброго пути
и грешивших перед людьми и Богом.
Наш благочестивый кесарь Нового
Рима Юстиниан с боголюбивой
супругой Феодорой спешат оказать
вам помощь в надежде покаяния и
возвращения на путь истины.

Евлогий вынимает из кожаного мешочка несколько монет, подаёт Милию. Наместник начинает обход, оделяет узников.

МИЛИЙ
(спрашивая у каждого)
Христианин ли ты?

Всем христианам подаёт по монете, а язычников оставляет без милостыни.
Приближается к Тении: та заканчивает перевязку мужа. Любуется ею. Чувственные губы его подрагивают.

МИЛИЙ
(шёпотом у помощников)
Кто эта женщина?

ТИВУРТИЙ
(на ухо Милию)
Жена купца, чьё дело ждёт твоего
решения.

МИЛИЙ
(оценивающе глядя)
Она привлекательна.

Тения вскидывает голову, смотрит на Милия. Глаза её оживают надеждой.
Она коротко смотрит на встревоженного мужа. Отводит его руку со своего плеча, встаёт и подходит к правителю.

ТЕНИЯ
(порывисто)
Высокочтимейший! Мы так тебя
ждали! На тебя надежда! Вот он…
(указывает рукой на Тивуртия)
Он оклеветал мужа и разорил своей
неправдой.
(гневно)
Он лишил дома наших детей! Не
позволь торжествовать беззаконию! 

В ответ наместник восхищённо оглядывает её с ног до головы.

МИЛИЙ
Как хороша ты в гневе, женщина!

Тения смущённо тупится, прижимает ладонь к шее у ключиц, будто ей трудно дышать. Широкий рукав соскальзывает, оголяет тонкое запястье и руку до локтя.
Фалалей, взволнованный, начинает подниматься. Звенит его цепь.
Из ниши Анастаса тоже слышится бряцание тяжёлых цепей. Тот разворачивается, смотрит со злой усмешкой.

МИЛИЙ
(глядя на руку Тении)
Я знаю эту историю. И желаю
наилучшего. Ты достойна этого.
(коротко взглядывает на Фалалея)
К разбору дела собери
свидетельства, найди поручителей.
А пока прими эту помощь. 

Милий берёт у Евлогия горстку монет, протягивает ей.

ТИВУРТИЙ
Не торопись, благороднейший. Она
не христианка.

МИЛИЙ
(неприятно изумлённый)
Как?! Такая красивая женщина – не
христианка?!
(отводит руку)
Увы, крайне жаль. Я не могу дать
денег кесаря. Так предписано.

ТЕНИЯ
(с обидой)
Да, родители держали меня в старом
обычае, но к ритуалам не принуждали.
А муж мой и дети – христиане. Ты
можешь с чистой совестью дать эти
деньги.
(поводит рукой в сторону мужа)
Ведь они предназначены ему.

Милий, явно что-то задумывая, с прищуром всматривается в её глаза, вновь оглядывает помрачневшего Фалалея.

МИЛИЙ
(вкрадчиво)
Это меняет дело. Но ты могла бы
получить гораздо больше. Я в силах
утешить вас.

ТЕНИЯ
(растерянно)
Я не поняла твоих слов.


МИЛИЙ
(многозначительно)
Видишь ли, в чём отказано
христианке, то легко достигается
язычницей. Тебе должны быть
известны обычаи.

ТЕНИЯ
(бесхитростно)
Но я не следую никаким обычаям.

Милий, замявшись, не знает, как продолжить. Глядит на Тивуртия.


ТИВУРТИЙ
(шепчет)
Поднимись в паланкин и жди. Я
подведу тебе эту женщину.

Милий с сопровождением идёт к выходу.
Анастас, наблюдая, криво ухмыляется и отворачивается.
Фалалей с отчаяньем бьёт кулаком в камень, опускается, съезжает спиной по стене, на корточки.


4. 12. ЭКСТ. У ТЕМНИЦЫ. ДЕНЬ.
МИЛИЙ. ЕВЛОГИЙ. АЛИХЕЙН. ВОИНЫ И СТРАЖНИКИ. МАССОВКА.

Из темницы, опираясь на руку Евлогия, поднимается Милий. Впереди – Алихейн. Он кивает стражникам, и те оттесняют народ с площади.

МИЛИЙ
(Евлогию)
Ну, а какова на твой вкус эта
женщина?
 
ЕВЛОГИЙ
(серьёзно)
Меня не увлекают женщины. Мне
интересны дела управления.

МИЛИЙ
(глядя с прищуром)
Ты опасный юноша…

Тонко улыбаясь, треплет его по щеке.
Народ глазеет на них со счастливыми лицами. Гул голосов.


4. 13. ИНТ. ТЕМНИЦА. ДЕНЬ.
ТИВУРТИЙ. ТЕНИЯ. ФАЛАЛЕЙ. МАССОВКА.

Тивуртий и Тения стоят лицом к лицу.

ТИВУРТИЙ
(доверительно)
Выслушай. Я хочу добра.

ТЕНИЯ
(с гадливостью)
Не изощряйся. Я никогда не поверю
ни одному твоему слову.

ТИВУРТИЙ
(виновато)
Я разделяю твое негодование. Но
обязан исполнить закон. Иначе
навлёк бы кару на самого себя. А
исполнив, уже могу помочь.
Послушаешь - спасёшь мужа, семью.
Потом оценишь меня. А сейчас
прощайся с Фалалеем. Тебя ждут.

Он уходит. Тения подступает к мужу, опускается перед ним на колени, обнимает.


4. 14. ЭКСТ. ДВОР ДОМА ЕРМИЯ. ДЕНЬ.
ЕРМИЙ. ДАНИИЛ. СТАРЫЙ СЛУГА. ПЯТЕРО КУПЦОВ.

На мощёный двор из конюшни Даниил и слуга выкатывают маленькую тележку.
За ними идёт Ермий. Смотрит, как вихляет разболтавшееся заднее колесо.
С улицы во двор входят пятеро купцов. Здороваются поклонами с Ермием.
Тот сухо кивает им.

СТАРШИЙ КУПЕЦ
(заминаясь)
Вот какое дело привело нас,
высокочтимый. Мы подумали и
решили.
(переглядывается с остальными)
Мы готовы поддержать тебя и собрать
залог Фалалею, если нам на четверть
снизят городской налог.

Ермий укоряюще обводит всех взглядом.

ЕРМИЙ
Я отвечу после. Надо посчитать,
какой ущерб это принесёт казне.

СТАРШИЙ КУПЕЦ
Зато через год мы разовьём ремёсла
и это принесёт двойной доход.

ЕРМИЙ
Мы всё выверим, посчитаем. Может
быть, вы правы.
(купцы довольно шепчутся)
Но почему вы сразу не заступились?
По римскому праву вы создали
прецедент. Теперь с каждым из вас
могут поступить так же.

Купцы испуганно переглядываются.

СТАРШИЙ КУПЕЦ
Мы подумаем над твоими словами.
Бывает, временный интерес
пересиливает.

Они уходят под долгим грустным взглядом Ермия.
Затем правитель возвращается к тележке, и все трое осматривают ступицу.
 

4. 15. ЭКСТ. У ТЕМНИЦЫ. ДЕНЬ.
МИЛИЙ. ЕВЛОГИЙ. ТИВУРТИЙ. ВОИНЫ. МАССОВКА.

Милий ожидает Тению в паланкине.
Рядом – Евлогий и Тивуртий. Последний держит обольщающую речь.

ТИВУРТИЙ
(заискивая)
В тебе, высокородный, сразу виден
любимец Афродиты. Ты знал самых
изысканных женщин. И твой интерес
к Тении льстит Аскалону. Значит, у
нас ещё хранятся капли
божественной амброзии. И наша
Тения, изящная амфора с
неразбавленным вином, сумела
привлечь твой взыскательный взгляд.
А что любится глазу, то царит над
сердцем. Слава Аскалону, первому
избраннику пеннорожденной Урании!

Евлогий сбоку настороженно следит за Тивуртием.
А в глазах Милия закипает похоть.

МИЛИЙ
(свысока)
Судя по твоей внешности, в тебе не
ожидаешь встретить певца Киприды.
Продолжай.

ТИВУРТИЙ
(с задором)
Желанная женщина видится самой
прекрасной – пусть хотя бы на миг
страсти! Вспомни строки Ахилла
Татия: «Так пела Левкиппа, мне же
казалось, что её уста подобны розе,
словно кто-то придал чашечке цветка
очертание губ».

МИЛИЙ
(удивлённо)
Как?! Тебе известны прежние наши
авторы?!

ТИВУРТИЙ
Кто, как не они обучают сладости
ощущений, объясняют нам тайны
страсти? Возьму, к примеру,
первокрасавицу, порфироносную
Феодору! И возьму скромную Тению.
Рассмотрю обоих, и что окажется?

Милий меняется в лице, грозит пальцем.

МИЛИЙ
Но-но!


Затем епарх осматривается, не слышит ли их кто-нибудь.
Евлогий успевает отвести глаза и принять безучастный вид.

ТИВУРТИЙ
(ещё льстивей)
Оцени, великий правитель, эту
драгоценность. Досталась в
наследство от одного купца.

Он достаёт из складок одежды и протягивает Милию овальный керамический медальон с изображением Феодоры, исполненным в стиле фаюмского портрета.
Милий с видом знатока всматривается.

МИЛИЙ
(задумчиво)
Да, императрица несравненна…

ТИВУРТИЙ
(шепчет с улыбочкой)
Ты можешь оставить это себе. И
можешь казнить меня, но я доскажу.
Когда-то Феодора была неотразима
в актрисах. Всем известны её
прелести. Она останется в мифе
истории именно такой. Земное же
время, увы, предает нас. Как ни
умащивай атласную кожу, былой
упругости груди не вернуть. Как не
вернуть гибкости стана и остывающей
с годами страсти на ложе. Кто-то
продолжает искусно изображать это.
А кто-то ещё владеет этим. И пусть
наша скромная Тения не останется в
мифе истории. В ней живы пока все
прелести. И с ними - какая-нибудь
особая тайная сладость. Так кто же
первенствует в сей быстротекущий
час?

Евлогий напряжённо прислушивается к этому шёпоту. Он собран: губы поджаты, холодные глаза прищурены.
Милий замечает его интерес.

МИЛИЙ
(строго)
Я запрещаю продолжать.

Возвращает Тивуртию портрет Феодоры.


4. 16. НАТ-ЭКСТ. У ГОРОДСКИХ ВОРОТ АСКАЛОНА. ДЕНЬ.
ТРИ РАЗБОЙНИКА. СТРАЖНИК.

По пескам на ишаках с тюками поклажи едут к городским воротам три разбойника, которые пытались ограбить Фермуфия. Они одеты как крестьяне.

1-й РАЗБОЙНИК
Приготовьтесь. Но без команды не
дёргайтесь.

Он прячет в широкий рукав нож. Двое других делают то же самое. Закрывают лица платками по глаза.
Стражник в воротах останавливает их наклоном копья.

СТРАЖНИК
Что везёте? Кто вы, откуда?

1-й РАЗБОЙНИК
(подмигивая дружкам)
Гончары мы. Кувшины везём с
мисками на продажу.

СТРАЖНИК
Ври больше. А ну, показывай. И
пошлину не уплатил.

Первый разбойник протягивает подошедшему стражнику несколько монет, приготовленных заранее. Двое других сжимают рукояти спрятанных ножей.
Стражник быстро прячет монеты. Озирается и кивает на ворота.
Те, подгоняя ишаков, въезжают в город.


4. 17. ЭКСТ. У ТЕМНИЦЫ. ДЕНЬ.
МИЛИЙ. ЕВЛОГИЙ. ТИВУРТИЙ. ТЕНИЯ. ВОИНЫ. МАССОВКА.

Из темницы поднимается Тения, направляется к паланкину.
Теперь у дверей темницы всегда стоят двое вооружённых воинов, обыскивают входящих.
Тивуртий на вздохе разыгрывает перед Милием горькое признание.

ТИВУРТИЙ
(глядя на Тению)
Как давно я желаю эту
медовосладостную женщину! Но мне
её не добиться. Я склоню её к тебе.
Хоть ты насладись её ускользающими
тайнами.

И Тивуртий с Милием переглядываются, как единомышленники.
Тения останавливается в ожидании у паланкина.
Милий откровенно, с наслаждением рассматривает её.

МИЛИЙ
Сколько должен твой муж?

ТЕНИЯ
(опуская глаза)
Тридцать тысяч золотых.

МИЛИЙ
Это треть моего состояния! Он
неосмотрительный человек. Я готов
уплатить десять тысяч, если ты
проведёшь со мной ночь.

Женщина вскидывает голову. Быстро озирается на дивящийся в отдалении народ. Люди, забыв пересуды, глазеют будто в театре.

ТЕНИЯ
(оскорблённо)
Так вот причина! Чем я провинилась,
что ты торгуешь меня на базарной
площади как верблюдицу?

МИЛИЙ
Двадцать тысяч.

ТЕНИЯ
(твёрдо)
Разве это что-то изменит? К тому же,
ты обманешь.

МИЛИЙ
(строго)
Это оскорбление власти. Последуешь
за мужем.

ТЕНИЯ
И ты, называющийся христианином,
дерзаешь так поступать?! А я
надеялась на твоё правосудие.

Милий приподнимается на подушках. Впивается взглядом в Тению. Поигрывает плотной и длинной кистью паланкина, словно узоры выписывает перед глазами её.

МИЛИЙ
(соблазняюще)
Такова моя должность: платить Богу
Богово, а кесарю – кесарево. Я
щедрый человек. Даю тридцать
тысяч! Уже завтра твой муж вернётся
к тебе. Разве это не скорое
правосудие без глупых
формальностей? И прошу за это
приятный пустяк. Подумай, Тения.

Тивуртий и Евлогий переглядываются изумлённо.

ТЕНИЯ
(с горечью)
Мы добьёмся правды без этого…
(смотрит гордо)
Думаешь - рождённая в язычестве
не имеет чести?

МИЛИЙ
(вальяжно)
Ты удивляешь меня, женщина. Я тебя
не понимаю. Для язычницы моё
предложение – великая честь! Разве
тебе неизвестны ночи Изиды?

Тения, избегая прямого взгляда Милия, смотрит на играющую в его холёных пальцах кисть.

ТЕНИЯ
Те ночи совершались только с
позволения мужей-язычников. Но
меня это не касается. Мой муж –
христианин.

МИЛИЙ
(тонко усмехаясь)
Но ты не христианка. Сознание греха
не грозит тебе. А муж простит эту
маленькую жертву. Он человек дела.
Речь идёт о деньгах и свободе.

ТИВУРТИЙ
(вкрадчиво)
Тения, отбрось гордыню. Фалалей
сгниёт в темнице. В вашем доме -
постоялый двор караванщиков. Твои
дети нищенствуют в шалаше. Сами
вы не вернёте и крупицы прошлого.

ТЕНИЯ
(с гневом)
Не тебе, лжец, говорить! Дело ещё
не разбиралось, а ты смеешь
выносить приговор! Кто ты такой?!

МИЛИЙ
(доверительно)
Тения, мы с тобой можем уже сейчас
решить дело. Ведь никто не знает,
чем оно закончится, какие
обстоятельства откроются. Не
ручайся за мужа. Он жаден, мог
соблазниться на преступление. Я
предлагаю цену благополучия только
ради тебя.

ТЕНИЯ
(тихо)
Ты намеренно оскорбляешь меня и
мою семью? Если же нет, что вдруг
случилось с тобой?
(с сарказмом)
Неужели ты совсем ещё не знаешь
женщин, что так возжелал первую
встречную? К тому же – в темнице!

Евлогий с Тивуртием отводят лица, скрывая усмешки.
Милий наливается гневом.

МИЛИЙ
Не забывай, с кем говоришь! Ваша
судьба здесь!

Он отпускает кисть балдахина, протягивает к ней свою пухлую ладонь с растопыренными пальцами.

ТЕНИЯ
(смиренно)
Прости, эпарх. Не ожидала видеть в
могущественном муже аполлонично
мстящего юношу. Теперь ты вряд ли
подашь даже Божью милостыню
императора.

МИЛИЙ
(уязвленно)
Сколько ты хочешь?

ТЕНИЯ
Насколько хватит твоей щедрости.

Наместник раздражённо приказывает безуспешно скрывающему усмешку Евлогию.

МИЛИЙ
Выдай два золотых.

Тения, приняв деньги, кланяется.


4. 18. ЭКСТ. ПЛОЩАДЬ. ДЕНЬ.
ПЕРВЫЙ РАЗБОЙНИК. МАССОВКА.

На площади, за спинами толпы появляется разбойник, тот самый, который давал деньги стражнику. Он один и пеший. Пробирается между людьми, глазеющими на эпарха и Тению. Рассматривает издали темницу, воинов, выходящие на площадь дома, улочки. Встаёт на углу одной из них.
От толпы отделяются двое мужчин, приближаются к разбойнику. Все трое скрываются в глубине одной из улочек.


4. 19. ЭКСТ. ПЛОЩАДЬ. ДЕНЬ.
МИЛИЙ. ТИВУРТИЙ. ЕВЛОГИЙ. АЛИХЕЙН. ВОИНЫ. МАССОВКА.

Милий провожает уходящую Тению затуманенным взглядом.

ТИВУРТИЙ
Какая дразнящая женщина! Нимфа!

МИЛИЙ
Увы, она оказалась второй Дафной.

ТИВУРТИЙ
Ты ошибаешься, высокородный. Я
увидел другое.

Милий недоверчиво косится на Евлогия. Останавливает Тивуртия жестом.

МИЛИЙ
(ласково - Евлогию)
Милый юноша, ступай домой и
распорядись готовить стол.
(Тивуртию, когда Евлогий уходит)
А теперь продолжай. 

ТИВУРТИЙ
Она, как истая женщина, поднимала
себе цену. Сейчас любуется собой
недоступной. Но скоро заищет повод
решиться. Она уже представила свои
прелести глазами страстного мужчины.
Это разжигает чувственность. Оттого
язвила тебе. А разгоревшись, сама
захочет этого. Но обставит как
вынужденное, роковое. Тении нужно
дать немного времени и повод
оправдаться перед собой. Я помогу ей
найти этот повод. Ручаюсь – она будет
спать с тобой.

В ответ Милий взглянул надменно и вместе рассеянно.

МИЛИЙ
Ты ничего не понял, доимщик. Я
испытывал её. Она умна. Только
бесполезный идиот может швырять
огромные деньги на пустой каприз. Но
если твоя философия страсти
подтвердится, мужа её мы выпустим
и подадим немного милостыни. Ты
же получишь достойную награду.

Он подаёт знак, и паланкин в окружении охраны трогается. Впереди – Алихейн.
Народ, обсуждая увиденное, расходится с площади, точно зрители из театра.


4. 20. ЭКСТ. ДВОР ДОМА ЕРМИЯ. ВЕЧЕР. РЕЖИМ.
ДАНИИЛ. СТАРЫЙ СЛУГА.

Даниил выносит из комнат во двор тяжёлую корзину. Ставит на тележку, в которую впряжён беломордый ослик. Накрывает её дерюгой.
Старый слуга трогает ослика, ведёт его за узду.
Они двигаются вглубь улицы. Навстречу – Евлогий.


ЕВЛОГИЙ
Куда вы так поздно?

ДАНИИЛ
(простодушно)
Высокочтимый правитель запретил
рассказывать.

ЕВЛОГИЙ
(вспыхивая обидой)
Вот как! Опять от меня тайны!

Он бросается к дому под взглядами расстроенных слуг.


4. 21. ИНТ. ШАЛАШ. ВЕЧЕР.
ТЕНИЯ. ПУПЛИЯ. ВИТ. ВИРИНА.

В шалаше теплится светильник. Все ужинают. Пища самая простая. У Пуплии – хлеб с сыром. У детей, вдобавок к этому – молоко. Тения доедает маленькую рыбу. Между ними на кошме лежат два золотых.

ПУПЛИЯ
(оживлённо)
Теперь можно купить шатёр. Думай,
Тения, что ещё необходимо в первую
очередь?.. Да! Пенистого греческого
мыла для детей!

Тения, слушая свекровь, улыбается. Доедает, омывает в кувшине пальцы.

ПУПЛИЯ
(чуть ревниво)
Тения, чему ты улыбаешься?
Скрываешь от меня добрую весть?

ТЕНИЯ
Нет. Просто, смешной случай вышел
на площади.

Тения  смеётся, прикрывая лицо ладонями.


4. 22. ЭКСТ. У ШАЛАША. ВЕЧЕР.
ДАНИИЛ.

В сумерках по направлению к шалашу крадётся тёмная фигура в длинной одежде, смахивающей на монашескую. В руке – корзина. Это Даниил.
Он подкрадывается ко входу, оставляет ношу. Пятится к тростнику у водоёма, прячется, наблюдая.


4. 23. ИНТ. ШАЛАШ. ВЕЧЕР.
ТЕНИЯ. ПУПЛИЯ. ВИТ. ВИРИНА.

Тения берёт ручную арфу, проводит по струнам. Звучит мелодичный перелив.
Затем она целует детей. Поднимается.

ПУПЛИЯ
(озабоченно)
Куда ты собралась в ночь?

ТЕНИЯ
(с улыбкой, шутливо)
Зарабатывать тем бесполезным и
обольстительным, чему меня учили.

ПУПЛИЯ
(с вытянувшимся лицом)
Что ты задумала?!

ТЕНИЯ
(весело)
Ты разве не догадалась?
(отводит завесу входа,
видит кладь, вносит)
Смотрите, что это?

Все, склонившись, начинают разбирать укладку: еда, маленький мешочек с монетами.

ПУПЛИЯ
(восклицая)
Бог не оставляет нас! 
(Тении, напористо)
Останься. Ты задумала нечистое?!
Этим даром Сам Господь отводит от
греха!

ТЕНИЯ
(с жалостью)
Что у тебя в мыслях? Узнаю прежнюю
Пуплию. Ты оживаешь. А я опасалась
– горе сломило тебя навсегда.

ПУПЛИЯ
(с поучающей интонацией)
Да, Творец даёт нам, женщинам,
силу вынести всё и остаться собой.

ТЕНИЯ
(грустно улыбаясь)
Тогда почему ты, моя Пуплия, зная
меня, подозреваешь в негодном?
Или я перестала быть собой? Я хочу
заработать музыкой.

ПУПЛИЯ
(пряча глаза, с заминкой)
Горе смущает ум. Я очень боюсь.
Мы беззащитны.


4. 24. ЭКСТ. В ТРОСТНИКАХ У ШАЛАША. ВЕЧЕР.
ДАНИИЛ. ТЕНИЯ. ПУПЛИЯ. ВИТ. ВИРИНА.

Даниил, подсматривая, видит, как прощаются у входа женщины. Видит их улыбки и спокойные лица.
Видит детей, машущих вслед уходящей матери.
Он умилённо улыбается, отирает глаза рукавом.


4. 25. ЭКСТ-ИНТ. ДВОР И САРАЙ ОДНОГО ИЗ ВЛАДЕНИЙ В АСКАЛОНЕ. ВЕЧЕР.
РАЗБОЙНИКИ. ХОЗЯИН ДОМА.

К воротам одного из домов поблизости с темницей подходят трое: первый разбойник и его спутники, те, что были с ним на площади.
Негромко стучат трижды. Створка приотворяется. Трое проходят во двор.
Четвёртый, что впустил, ведёт их молча к каменному сараю.
Все заходят. Помещение завалено старой утварью, большими глиняными сосудами, тряпьём.
Хозяин подходит к дальней стене. Трижды стучит ногой в каменную плиту пола.
Та приподнимается, отодвигается.
Все спускаются. Внутри двое разбойников, что приехали в город вместе с первым, ведут подкоп.


4. 26. ЭКСТ-ИНТ. ДОМ ФАЛАЛЕЯ. ВЕЧЕР.
ТЕНИЯ. ЕПИМАХ. МАССОВКА.

В доме Фалалея - в комнатах, в саду - кормятся, пьют вино, играют в кости караванщики.
Из-за деревьев появляется Тения. Садится у куста, перебирает струны. Перед ней – цветник. Чашечки цветов полузакрыты к ночи.
К Тении подходит пожилой содержатель двора ЕПИМАХ.

ЕПИМАХ
Ты хорошо придумала, Тения.
Приходи каждый вечер и не
гнушайся постояльцами. Будут
довольны – получишь от меня еды.

ТЕНИЯ
(начинает петь)
«На землях орошенных сад он
вырастил прекрасный».

Мужчины отрываются от разговоров, игры, прислушиваются.

ТЕНИЯ
(в углах глаз – слёзы)
«С причудливою рощею,
что радовала взоры».

Перед ней воспоминание: на помосте, где сейчас пьют и закусывают, бегают её смеющиеся дети, играют в догонялки.


4. 27. ЭКСТ. КРЫША ДОМА ЕРМИЯ. ВЕЧЕР.
МИЛИЙ. ЕВЛОГИЙ.

Песня Тении будто на весь город слышна.

ГОЛОС ТЕНИИ
«И с четырёх сторон стена
вкруг рощи возвышалась».

Милий возлежит у стола с вином и фруктами. Глаза закрыты. На лице - блаженство и вожделение. Рядом сидит Евлогий. Эпарх, запустив пальцы в его волосы, оглаживает голову, ведёт по шее.
Милий подносит руку для поцелуя. Юноша припадает к ней губами.

ПЕСНЯ ТЕНИИ
«И мрамор полированный
служил ему для стройки».


4. 28. ЭКСТ. САД. ВЕЧЕР.
ТЕНИЯ. МАССОВКА.

Под это пение проходит меж вкушающими и пьющими Тения. Караванщики протягивают монеты.
Один задерживает её руку, кивком приглашает к себе. Она мягко вытягивает из его ладони своё запястье. Идёт дальше.

ПЕСНЯ ТЕНИИ
«Внутри же стен торжественно
растения густые
Склоняли ветви пышные,
покрытые цветами».


4. 29. ЭКСТ. ВИД ГОРОДА СВЕРХУ. ВЕЧЕР.

Сверху видно, как с затуханием песни Аскалон погружается в сон и тьму.

ПЕСНЯ ТЕНИИ
«И состязались будто бы в красе
своей деревья.
Повсюду лозы чудные свисали
винограда,
Росли в том месте тростники,
поднявшись вверх высоко».


4. 30. ЭКСТ. У ШАЛАША. ВЕЧЕР.

В шалаше у неподвижных тростников огонёк светильника горит ровно, не ослабевая.


В ЗТМ.


КОНЕЦ ЧЕТВЁРТОЙ СЕРИИ
Категория: Аскалонский злодей | Добавил: defaultNick (04.10.2012)
Просмотров: 648 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]