Пятница, 19.04.2024, 20:57 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Библиотека

Главная » Статьи » Публицистика » Статьи

Нео-праздники. «В чужом пиру – похмелье». Часть I

    Эти размышления обращены к людям, хотя бы отчасти знающим основы и важнейшие каноны и догматы православного вероисповедания. А также - к тем неравнодушным, кто задаётся вопросами о причинах и сути происходящих с нами и вокруг нас явлений сегодняшней жизни.

 

Отшумели двухдневные торжества всеобщего «народного единения», и можно подвести некоторые итоги мероприятия в его направленности, векторности.

Прежде всего, следует отметить: новое празднество появилось благодаря лоббированию его верхушкой РПЦ в коридорах светской власти и полному их альянсу. Так что, это – совместная церковно-государственная акция идеологического характера.

Первый итог: в этом году стало очевидным, что помпезное «государственничество» вытеснило на обочину православное содержание одного из любимейших народом праздников в честь Казанской иконы Божьей Матери, «Заступницы Усердной рода христианского». Увы, другие сегодня у остатков русского племени «заступницы и заступники», хотя часть людей ещё по привычке продолжают почитать святоотеческую старину. Особенно – на селе, где празднование Казанской всегда было по-особому трогательным.

И всегда в этот день вслед за чествованием и прославлением Пресвятой Богородицы вспоминались с благодарностью и Её великие к нам милости. В частности – помощь и покровительство в освобождении Кремля от иноплеменных католиков и избавление от долгой Смуты начала семнадцатого века. Таков был сугубо церковный наш праздник, вобравший в себя и пласт истории. Но главным оставалась духовная оценка тех давних событий и определение их причин. Церковь напоминала: те ужасные события были попущены Господом по грехам сильных мира сего (царей, боярских кланов) и самого народа. И те, и другие в результате падения нравов, как последствия жестокостей и разора страны со времён Грозного, при невзыскательности духовного сословия, в конце концов, дошли до клятвопреступлений, предательства, борьбы тщеславий и гордыни и потери нравственного чувства. Это, вместе со стяжательством, тяжёлыми поборами, привело к общей Смуте. Причина была не в поляках, литовцах или запорожцах, а в нас самих. Именно отсюда вырастала возможность самозванчества и вторжения. А потерявшие нравственную опору и ориентацию люди становились предателями, «перелётами» из одного лагеря в другой. Победа над Смутой оказалась возможной только лишь, когда Патриарх Иов после общего покаяния освободил народ от нарушенной присяги царю Борису, а Патриарх Гермоген призвал чистого сердцем, верного законам чести и твёрдого в Православии князя Дмитрия Пожарского возглавить воинское движение. Под руку того собралось совсем небольшое, но крепкое духом ополчение. Был установлен трёхдневный пост. И после свершилось почти невозможное – эта горсть ополченцев разбила и выгнала из мощной крепости вояк-профессионалов.

 

Итак, захватчиков изгнали, но от своих лицемеров и «перелётов» избавиться не удалось. Именно доблестный князь Пожарский, рюрикович, был выдвинут в Цари Московские, и имел первые права на престол. Но ему пришлось отступить перед угрозой новой смуты и войны, которой грозили боярские кланы. Они сплотились вокруг Романовых, прежде всего – Филарета, который также был «перелётом» и, будучи уже в Патриаршем сане, очень скверно проявил себя как политик в тесных отношениях с поляками и «тушинским вором». Группировка бояр согласилась на Романовых, на Михаила, так как тот не представлял для них видимой угрозы по своему кроткому нраву. И тот Собор 1613 года в Москве не был ни народным, ни, тем более, всенародным, а голоса Михаилу обеспечили подкупленные казаки-«перелёты». В короткие сроки на него собрали всех «своих» людей, кто под рукой тогда оказался. Этот собор – вынужденный, как сейчас выражаются, «консенсус». А уж под него и клятву всенародную подложили для весу, хотя клятву все запрещены самим Христом в Евангелии, а присягали всегда и Крест целовали на верность личности, а не династиям (вспомним хотя бы отречение Государя Николая Второго и освобождение подданных от присяги – это делалось на основании законов Российской Империи, идущих из глубокой старины и отчасти из Византии).

 Не удивительно, что внутренняя борьба кланов и групп затем продолжилась не менее остро. Победил в ней Филарет (очень сомнительный с точки зрения канонического права Патриарх) ценой жестокости и даже преступных действий по отношению, прежде всего, к тем самым казакам, которым был обязан престолом его сын. Он даже вздумал подчинить войско Донское туркам для общей войны с поляками, на что донцы ответили угрозой восстания. И всё же самый печальный плод того сговора-консенсуса – упразднение Филаретом Земских соборов, этого сословного представительства. Можно было уже ни с кем не считаться, вести свои войны до полного истощения страны, узурпировать власть церковную и светскую, смешивать их произвольно в своей политике. И уже в скором будущем эта линия на абсолютизацию и смешение властей светской и духовной с идеей «вселенскости» Руси при опоре на чужеземный опыт и традиции, на заёмное начало, принесёт трагические плоды народного: религиозного и общекультурного, - раскола.

Сам же Михаил, действительно, старался являть собой Царя милостивого. И это было искренне, исторично, в отличие от квази-мифов о набожной инокине Марфе, матери Михаила, которая-де не хотела сына пускать на трон и прочее. Может, она-то и не хотела, да всё было решено кланами за них. И Царь Михаил был далеко не худшим, а может – из лучших, тогда. Но по нравственному, духовному достоинству личности никто с князем Пожарским равняться не мог. Князь же, как чаще всего бывает в истории государств с людьми чести и доблести, был отброшен, потому что не мог идти на альянсы, сговоры и т.п. Но именно он был избран свыше и совершил главное духовное дело своего времени – освободил Отечество, умиротворяя народ и ограждая Веру Православную от дальнейшего поругания.

 

Таковы, очень коротко, нравственные выводы из прошлого. Историю следует знать хотя бы ради того, чтобы не совершать прежних ошибок. Жаль, что слишком далеко отстоит сегодня это русское традиционное понимание событий от фанфар, бронзы памятников, сладких многословных речей о всенародной борьбе с захватчиками, о «патриотическом единении на почве природной русским и другим народам любви к земному отечеству ради его процветания и славы».

В подобном повороте видна явная кампания по выхолащиванию духовного смысла тех событий ради создания управляемой официозом «патриотической» массы. Когда этим занимаются власти светские, вопросов не возникает. Но этот же идеологический курс проводит официальная, верхушечная, часть МП. То есть, идёт подмена духовного суждения материально-государственническим фразёрством. Церковь же призвана именно к духовному окормлению душ на пути спасения и приведения ко Христу, Царю Небесному, Воплощённой Истине. Путь этот ведёт только через покаяние, то есть, не просто к признанию грехов и вины, но к борьбе каждого за изменение своей личности к лучшему в соответствии с заповедями и блаженствами и всем Учением, которое Церковь истинная обязана хранить до конца времён неповреждёнными. Только для этого и основана Церковь Христова на земле. Ибо Она – «столп и утверждение истины». И – стояние в истине. Если этого нет, тогда «соль обуевает», теряет крепость и свойства, и ни на что не пригодна. Её остаётся только выбросить. Православная же государственность обязуется беречь Церковь в таком стоянии и сверять с Учением свои собственные действия. А при отступлении от Него получать и келейное, и всенародное обличение.

Так отчего же опять и опять бросается в глаза то обмирщение, подмена служения в самой МП? Случайно ли это, от недопонимания ли, от всеохватной жалости к людям и жажды послужить прежде всего социально-материально, наглядно? Может, совесть иерархии и клира требует на данный час именно этого в наше тяжёлое время?

           

В дни праздника единения, в московском Экспоцентре проводилась очередная выставка-ярмарка МП. На ней состоялась презентация программы миссионерской деятельности РПЦ. Представлял программу начальник миссионерского отдела МП архиепископ Белгородский Иоанн. Этот иерарх принадлежит к среднему поколению, что пришло в позднеперестроечное время в структуры МП (многие – по особому и негласному комсомольскому набору-разнарядке). К этому слою относится также видный экуменист арх. Илларион Алфеев, архимандрит Киприан, курирующий связи МП с кинематографом. Этот монах прямо из номенклатурного креслица принял постриг вместе с супругой, успев развестись перед этим. Но развод и монашество совсем не мешают «подвижникам» проживать под одной крышей до сего дня. Вдобавок, матушка-комсомолка уже доросла до прозорливости духовной, принимает как старица паломников, пользует и врачует, окормляет указаниями, как жить. Прямо, фильм «Остров»!.. К этому же поколению относятся все вожаки журналистики, печати, вообще СМИ под крылом МП и г-на Вигилянского. Многие из них проходили первоначальную «обкатку»-стажировку в заведениях США и Европы, типа радио «Свобода» или в РФ у либералов «НГ-религия» и прочих. Ходят они под покровительством старших – архиереев-ставленников известного митр. Никодима или знатных чад жестоко, через обескровливание, убитого протоиерея Александра Меня, вроде главы квази-холдинга «Радонеж» Никифорова или Союза православных граждан с Фроловым и прочая. И прочая, прочая, прочая... Но среди всех этих бывших чад, где вечно происходят свары и склоки, следует особо выделить «дьякона всея Руси» Кураева. Славен он слишком многим, всего не перечислишь. Но два пункта – особняком. Первый – подготовка еретического обращения Ридигера к раввинам США в 1991 году, потрясшего РПЦ и подвигнувшего многих уйти из этой организации. И второй – страсть этого человека низвергать ценность русской литературной классики и возвышать до христианских произведений голливудскую продукцию типа «Терминатора», или же вовсе сатанического «Парфюмера».

Так вот, на этой презентации Иоанн заявил о крайней необходимости «второй христианизации» Руси. Но призыв этот не нов. В начале девяностых годов его постоянно озвучивал сам г-н Ридигер, да скоро умолк. Правда, звучала тогда эта фраза в несколько иной упаковке: «второе крещение Руси». Но суть – одна. Христианизация – процесс, растянутый во времени, включающий в себя оглашение, крещение, воцерковление. Почему же замолк тогда Ридигер и почему перефразирует сейчас Иоанн? Видимо, кто-то подсказал должностным лицам, что это ересь и кощунство, будь то в отношении личности человека или народа. За второе крещение, если первое проведено канонично, служитель извергается из сана, ибо это оскорбление Христа, Его Церкви и Таинств. Так о чём же можно говорить с этими архиереями, если они не понимают, не знают или просто не считаются с каноническими основами, этой «конституцией» Церкви, без которой она не может существовать на земле, просто распадётся на секты? Или причины глубже? Зачем «красным словцом» подменяются обычные задачи оглашения, катехизации, воцерковления приходящих в храм? Может, ни на что другое не способны они, кроме устроения массовых мероприятий по комсомольско-партийным лекалам, да гэбэшных провокаций под отеческой рукой старших товарищей-синодалов, известных агентурными кличками «дроздовых, михайловых, григорьевых, адамантов, аббатов» и пр. Много о том говорено было открыто с трибуны Госдумы. Ни одного опровержения и судебного иска в клевете так и не подано. Как не было от них и церковного покаяния во многих-многих делишках. Хотя, известны доносы на священство, прослушка телефонов собратьев-архиерееев, расправы над честными священниками и иерархами, категорически запрещённое канонами участие в бизнесе, тайные семьи, гомосексуализм, исполнение спецмиссий за рубежом. Надо помнить, что на такой службе «бывших» не бывает.

           

Далее – снова о «христианизации». Уже постановлено, что к этому будут массово привлечены учащиеся семинарий, патриархийных институтов, гимназий, молодёжь братств, сестричеств и даже приходов. Так что, не удивляйтесь, когда в ваши двери зазвонят девушки в платочках с брошюрами в руках. Не путайте их с иеговистами, пятидесятниками, сайентологами. Просто, это – «здоровая конкуренция». В этом случае лучше пригласить вашего «христианизатора», угостить чаем и спокойно объяснить, что в Православии катехизация, каноническое образование всегда велись священниками и диаконами в храмах и приходских школах и училищах. То же, к чему толкает их главный «христианизатор» МП, давая в прямое напутствие евангельские слова Христа апостолам «идти и научить все народы», есть сектантство крайних протестантских толков, смешанное с фанатизмом «крестовых походов» католичества, и гибельно для души человека грехом самомнения, страстью гордыни.

Вообще же миссионерство в прямом и правильном значении подразумевает проповедь о Боге истинном среди народов, не знающих Учения, или слышавших о нём крайне мало. В миссии всегда шли подготовленные монахи и священники. И вся миссия начиналась с устройства храма или молитвенного дома и начала служб. Вокруг этого складывались первые общины туземцев. И далее начиналась катехизация при этих миссионерских центрах. Что же касается вообще миссии Церкви в мире, то об этом сказано выше: проповедание Истины, спасение душ верующих и обличение своим стоянием в Истине всей неправды мира. Именно через это духом познаёт человек правду и кривду и учится отличать их. И в этом – любовь Божия к нам, попечение Его о нашем спасении. Так зачем же теоретики-«христианизаторы» подменяют понятия, подменяют само содержание их?.. Увы, мы живём в особое время – апостасии, общего отступления народов от Бога. И государственническая массовость здесь просто гибельна. Этому времени присущи совсем иные пути и средства ко спасению душ людей, «записанных в книгу жизни». Святые отцы Церкви, подвижники прошлого, много и подробно говорили о том, что будет необходимо делать в эту особую эпохи. «Не убойся, малое стадо, Я с тобою до скончания века», - по неложному слову Христа Господа нашего.

 

Также, не обошлась презентация и без, мягко выражаясь, курьёзных высказываний. Иоанн от души высказал мирской «символ веры» чиновников МП. Естественно, он обращён к возлюбленному ими экономическому и общественному положению и состоянию. Иоанн объявил, что сегодня страна возвращается, и вернулась, от социально-экономических экспериментов прошлого к «нормальному укладу». Ах, как бы хотелось согласиться в простоте сердца с сим романтичным человеком! Да вот что-то внутри не позволяет - особенно, когда начинаешь рассматривать нашу жизнь непредвзятым взглядом. Примерам бед и распада, стремительно растущей преступности всех видов несть числа!   

Под занавес презентации не умолчал и вечно восторженный говорун Кураев. В ответ на некоторые сомнения в деликатности новой миссионерской практики МП он высказал: «Пчела и в отхожие места залетает, а приносит чистый мёд». Бедный, бедный Кураев! Последние крупицы здравого суждения во всём этом тусовочном запое растерял! Да пчелу в сортир ничем не заманишь! Она если и залетит по ошибке, так бьётся, бедная, о стены, не знает, как вылететь скорей! Пчела с нектара мёд берёт – это даже ученику средних классов известно. Оттого-то старинные сборники о житиях подвижников так и назывались «Луг духовный», «Цветник», «Вертоград». Составители же сборников подразумевались пчёлами.

А вот оса отхожие места очень любит. Но от неё ни Кураев, ни кто-то другой не только мёда, а вовсе ничего, кроме жала в причинное место не получит! Спутал виды насекомых, бедный… Но если б то простая ошибка была! Нет, это уже въевшаяся подмена понятий во всём. Это стало второй и главной натурой «общественников» от бюрократии МП.

           

Над всей этой глупостью, фразёрством, помпезом можно было бы от души посмеяться. Можно бы… Коли за ними не скрывалось глубокое кощунство, презрение к устоям отеческой Веры народа, к его тяжелейшей истории и не менее тяжёлого настоящего. Я уже не говорю о бесконечных случаях прямой ереси, возвещаемой должностными лицами МП. Тут уж не до смеху! Но и эти, вроде бы незначительные, факты, явления, о которых сегодня сказано, только подтверждают и ярче раскрашивают главное: МП призыва времён апостасии катастрофично теряет способность различения духов, самоанализа, способность излагать здравое неповреждённое учение. Она только и может ещё цитировать с амвонов некоторые прописи, что без того должны быть известны прихожанам из чтения книг. Главная же забота чиновников – материально-социальная. Церковная структура добровольно превращена в идеологический департамент, в «церковь-оборотень» с подменой истинного назначения и служения.

           

И в завершение этой первой части статьи следует сказать вот о чём. В самый разгар праздника, в час, когда заканчивалась в храмах Божественная Литургия и начинались шествия и праздничные собрания, в этот самый час под Тулой в доме престарелых заживо сгорали брошенные без помощи старики. Сгорело более тридцати человек. О пожаре дали знать в службы только через полчаса после его начала! Но самое страшное, что такие события и такое отношение стали у нас типическими! Ужасно, что население привыкает к таким известиям!!! Вот такое вот возвращение к «нормальному укладу»!

           

Во второй части статьи прошедшее празднество будет рассмотрено со стороны «альтернативных» официозу шествий и действий и выявлена точка соприкосновения этих, казалось бы, полюсов. 


Нео-праздники. «В чужом пиру – похмелье». Часть II


Категория: Статьи | Добавил: defaultNick (03.10.2012)
Просмотров: 764 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]