Пятница, 29.03.2024, 18:22 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Библиотека

Главная » Статьи » Драматургия » Аскалонский злодей

Аскалонский злодей. Серия 5.


ИЗ ЗТМ.


5. 1. НАТ. ПУСТЫНЯ. ПНР СВЕРХУ. УТРО.

Рассвет. Пустыня. От золота восходящего солнца убегает по пескам к подножию далёких гор ночная тень.
Одинокий столп отшельника пуст.


5. 2. ЭКСТ. УЛИЦЫ ГОРОДА. УТРО.
МАССОВКА.

Улицы Аскалона оживают: первые прохожие, торговцы. Первые звуки.
У дверей дома Ермия стоят на часах двое воинов; ещё двое – у ворот.
Горожане, проходя мимо, с опаской жмутся к противоположной стороне улицы. Подросток на ходу засматривается, вывернув шею, на часовых и сталкивается плечом со встречной женщиной.
Та роняет корзину, в лице её – боль. Она трёт плечо.
Подросток мигом подхватывает её корзину, убегает.
Воины усмехаются.


5. 3. ЭКСТ. КРЫША ДОМА ЕРМИЯ. УТРО.
МИЛИЙ. ЕВЛОГИЙ. АЛИХЕЙН. ЕРМИЙ. СТАРЫЙ СЛУГА.

На лежанке спит Милий. У его ног на кошмах – Евлогий. Он дремлет в неудобной позе. Ладонь епарха – на плече юноши. На Евлогии надета изумрудно-зелёная, с золотым узором, туника Милия.
Среди бадей с розовыми цветущими кустами разлёгся эфиоп.
С лестницы на крышу выходит Ермий в синем хитоне. Застывает в удивлении от зрелища.
Снизу, с улицы, слышится женский голос – неясная брань. Евлогий открывает глаза, видит отца, его строгое лицо. Встаёт, глядит в пол.
Просыпается и Милий.

МИЛИЙ
 (пресыщено, Ермию)
Что так поразило тебя?

ЕРМИЙ
(сухо)
Не ожидал, что высокочтимейший
неприхотлив и может обходиться без
привычного удобства.

Милий тонко улыбается. Что-то змеиное скользит в этой улыбке, в выражении глаз. Эпарх жестом приглашает хозяина дома к столу.
Даниил и немой слуга поднимают на крышу трапезу, расставляют.
Ермий пристально всматривается в сына. Тот уводит глаза.


МИЛИЙ
(чуть язвительно)
Не будь излишне строгим, Ермий.
Это вредит печени. Евлогий –
чудесный юноша. Ты воспитал
политика. До рассвета он излагал,
как улучшить налогообложение. У
него государственный ум: гибкий,
вполне зрелый, способный
увлекаться. Пора выводить сына из
тени отца. Эта туника – его первая
награда на государственной службе.
Не ревнуй к цвету соперников.
Порадуйся за сына.

ЕРМИЙ
(хмурясь ещё более)
Евлогий, почему ты прежде ничего
не сказал мне?

Евлогий взглядывает на Милия.

ЕВЛОГИЙ
(уверенно)
Эти мысли пришли ночью, когда
благодетель изволил посвящать
меня в тонкости управления.

МИЛИЙ
(деловито переводя разговор)
Ермий. Раз мы повели речь о делах,
прими распоряжение. Я желаю
подарить народу зрелище.
Разнообразим ощущения. Устроим
поединок Алихейна с Анастасом.
Оповести город.
(эфиопу, стоящему над ним с
опахалом)
Помнишь, ты обещал в темнице?

Эфиоп почтительно склоняет голову.

МИЛИЙ
Поединок предварит наш праздник
торжества закона. Мы обсудим, какой
способ казни произведёт лучшее
впечатление… Алихейн, что ты всё
стоишь? Отправляйся, разогрей
мышцы. А мы выпьем за твою победу.

Милий, а вслед за ним отец с сыном, поднимают чаши, пригубливают.

ЕРМИЙ
Даниил. Приведи сюда начальника
стражи.

Даниил отправляется к лестнице.

МИЛИЙ
(вдогонку Даниилу)
И передай приказ: установить на
арене мраморный ток.

На этих словах Алихейн, отдавший опахало немому слуге и идущий к лестнице, ведёт на эпарха глазами так, что белки сверкают. Смотрит недобро.
Спускается по лестнице.


5. 4. ЭКСТ-ИНТ. ДВОР И САРАЙ. УТРО.
РАЗБОЙНИКИ.

Во двор, что неподалёку от тюрьмы, двое мужчин заводят ослов с навязанными на них пустыми корзинами. Оставляют их у каменного сарая. Заходят внутрь. Это двое - из уже знакомых разбойников, проникших в город.
Они проходят к дальней стене. Первый разбойник стучит ногой в грубо обтесанную каменную плиту пола.
Плита приподнимается, отодвигается. Внизу – ещё трое разбойников. Подкоп уже довольно длинный. Подкопщики подают снизу мешки с землёй.
Двое верхних тащат их к ишакам, грузят в корзины, закрывают дерюгой. Ведут ослов со двора.


5. 5. ЭКСТ. КРЫША. УТРО.
ЕРМИЙ. МИЛИЙ. ЕВЛОГИЙ. СТАРЫЙ СЛУГА.

Эпарх, выпив, опускает чашу на стол.

ЕРМИЙ
(решительно)
Позволь мне изложить мысли об
улучшении жизни города.

МИЛИЙ
(лениво)
Я готов слушать.

ЕРМИЙ
Благодарю тебя. Итак, о насущном.
Необходимо строить новую темницу.
Ты видел иродово гноище. Оно
убивает всякую надежду на смягчение
нравов не только преступников, но и
законопослушных граждан. Оно
затаптывает образ Божий в
оступившемся человеке. Тюрьму
необходимо снести.

МИЛИЙ
(брови ползут вверх)
Карфаген должен быть разрушен! О
чём ты, Ермий? Разве аскалонцы
процветают и осталось заботиться
о преступниках? Тебе известны устои
империи? Строгое исполнение законов
и единство веры с опорой на
богоданную власть кесаря! Мы должны
строить на прочном камне, а не
потакать. Народ обязан знать –
преступника неотвратимо постигает
суровая кара. Иначе нас ждёт участь
Рима.

Евлогий тревожно смотрит по очереди то на отца, то на эпарха.

ЕРМИЙ
(упрямо)
Да, мне известна симфония властей
защитника веры и закона Юстиниана.
Мои действия не противоречат ей.
Меня тревожат нравы. Они лежат в
основе всего. Убеждён – не будет
прочности там, где не оказывают
возможной милости. Я начал строить
дом для увечных и сирот. Призываю
купцов помогать именем Христа.
Строить здание они согласны, но
участвовать в содержании не хотят.
Боятся - это вменят им в новый
налог. Город же сам не в силах
содержать. Большая часть налогов
уходит в имперскую казну. Ты это
знаешь. Средства остаются только на
поддержание хозяйства, чтобы оно не
ветшало. Можно ли ослабить бремя?

МИЛИЙ
(раздражаясь)
Но почему ты сам не устроишь этот
дом на свои средства, раз тебе так
хочется?

ЕРМИЙ
Я давно бы это сделал. Но я содержу
школу, и моего состояния не хватит.
Я не способен использовать
с личной выгодой своё положение.

Евлогий смотрит на отца с неприкрытой досадой.

МИЛИЙ
(со смехом)
Но как без должного состояния дать
пример благочестия и милости?!
Поэтому тебя недостаточно уважают.
Ты напоминаешь ребёнка-мечтателя.
А жизнь устроена иначе. Даже твой
сын это понимает.

Милий ласкает юношу по щеке. А тот уводит взгляд от отца.

ЕРМИЙ
(едва сдерживая гнев)
Это не так. Сейчас я буду отстаивать
справедливость в деле Фалалея.
Требую вести открытое
разбирательство. Призываю на
помощь тебя. Есть свидетельства в
пользу купца.

Евлогий подаёт отцу жест замолчать.

МИЛИЙ
(крайне раздражённо)
Это дело будет разобрано мной
лично. Запрещаю тебе и другим
посягать на моё право. В нужное
время тебя призовут и выслушают.

Эпарх резко встаёт, направляется к лестнице.
Евлогий жестом указывает слуге сопроводить Милия.
Те исчезают внизу.


5. 6. ЭКСТ. УЛИЦА. УТРО.
МАССОВКА.

По улице едет повозка, гружёная беломраморными плитами.
Прохожие останавливаются, провожают взглядами.

ПРОХОЖИЙ
(у возницы)
Это кто у нас так богато строится?

ВОЗНИЦА
(небрежно махнув рукой)
Это не для жизни - для развлечения.


5. 7. ЭКСТ. КРЫША. УТРО.
ЕРМИЙ. ЕВЛОГИЙ.

Ермий раздражённо расхаживает по крыше.
Евлогий стоит на месте.

ЕВЛОГИЙ
(с тревогой и умоляюще)
Отец, не думай обо мне плохо и не
губи нас. Не упоминай имени
Фалалея. Милий хотел соблазнить
Тению. Она осмеяла его мужскую
гордость. Пока он не посчитается, муж
обречён сидеть. А Тивуртий
сводничает. Твоё вмешательство –
личный вызов Милию. Все мои
старания пропадут. Доимщик займёт
наше место. И горе тогда Аскалону!

Отец слушает с брезгливым выражением.

ЕРМИЙ
Они посрамятся. Я не оставлю в
беде семью. Против Тивуртия есть
свидетель. А тебе приказываю –
будь чистоплотен.

Ермий останавливается, невесело засматривается на город.
Вдалеке видна идущая по улице Тения.


5. 8. ЭКСТ. УЛИЦА. УТРО.
ТЕНИЯ. СТАРШИЙ КУПЕЦ. МАССОВКА.

Тения идёт от базарной площади с плетёнкой, полной продуктов. Приветливо здоровается с прохожими.
Останавливается у одного из домов. Стучит колотушкой в дверь. Опускает ношу на мостовую.
Дверь приотворяется. За нею – старший купец.

ТЕНИЯ
(просяще)
Мир и благоденствие твоему дому.
Стань нашим поручителем.
Фалалей много добра делал вам.

Купец молча смотрит, качает головой

СТАРШИЙ КУПЕЦ
Здравствуй, Тения. Это дело в руках
самого наместника. Если он прикажет,
мы готовы помочь. Ступай с Богом.

И он захлопывает дверь.
В глазах Тении набухают слёзы. Она, поникшая, двигается дальше, пересекая улицу.


5. 9. ЭКСТ. КРЫША ДОМА ЕРМИЯ. УТРО.
ЕРМИЙ. ЕВЛОГИЙ. ТЕНИЯ.

Ермий с состраданием наблюдает за Тенией с крыши. Видит, как она стучит в дверь уже другого дома, как та приоткрывается и тут же захлопывается перед ней.
Ермий разворачивается и проницательно всматривается в холодные глаза сына.

ЕРМИЙ
(горько)
Впрочем, оставим этих людей с их
грязью суду Божию. Гораздо больней
поразил меня ты. Мы с матерью учили
тебя другому. Тебе не совестно перед
её памятью, не страшно перед Богом?
Ты льстец или хуже?

ЕВЛОГИЙ
(наивно)
Так хочет Милий. Я стараюсь для нас.

ЕРМИЙ
Ты помнишь, чьи это строки?
«Есть и у греков мудрецы немудрые.
Возможно ль мудрецами счесть
философов,
Не знающих, что есть природа
высшая?
(открытой ладонью указывает
на тунику, что на сыне)
Иные, глядя в небо, звёзды Божии
Почли не за рабов, а за правителей
И правят небом, сами худо правимы».

ЕВЛОГИЙ
(тупясь)
Григорий Назианзин.
«О добродетели».

ЕРМИЙ
Не забывай этого, сын.

Ермий задумывается, с горечью осматривается: цветущие розы, их осыпавшиеся и густо усеявшие пол лепестки, неубранные кошмы с ночи, недопитое вино.
Он в сердцах сбивает ладонью чашу, оставшуюся от Милия.
Густое багровое вино кровью растекается по беломраморной крышке стола.


5. 10. ЭКСТ. У ШАТРА. УТРО.
ТЕНИЯ. ТИВУРТИЙ. ПУПЛИЯ. ВИТ. ВИРИНА.

Тения идёт к своему жилищу вдоль берега водоёма, мимо тростников. Вдруг замечает удаляющегося в противоположную сторону Тивуртия. Останавливается, смотрит вслед ему с тревогой.
А на месте их прежнего шалаша стоит шатер. Ткань его раскрашена поперечными, синими и красными, полосами.
Из него выбегают дети, виснут на ней.

ВИТ, ВИРИНА
(кричат)
Мама! Мамочка!..

Тения опускает корзину, с улыбкой начинает кружить их.
Сквозь откинутый полог смотрит на невестку хмурая Пуплия. Женщины скрещивают напряжённые взгляды.
Тения оставляет детей, берёт кладь, подходит. Подаёт Пуплии корзину с едой. Ощупывает ткань шатра.

ТЕНИЯ
(со вздохом)
Почти, что дом.


5. 11. ИНТ. ТЕМНИЦА. ДЕНЬ.
АНАСТАС. РАВУЛЛА. КУЗНЕЦ. ВОИНЫ. МАССОВКА.

В темницу спускаются воины. Подходят с мечами наизготовку к нише Анастаса.
А там кузнец под наблюдением Равуллы, открепляет от стены последнюю цепь. Три из них отмыкает и снимает с тела Анастаса.
Воины берут за концы две оставшиеся на руках разбойника цепи. Ведут его к выходу. Сзади сопровождает стражник с копьём.


5. 12. ИНТ. ШАТЁР. ДЕНЬ.
ТЕНИЯ. ПУПЛИЯ. ВИТ. ВИРИНА.

Все четверо сидят за скромной едой. Земля устлана новыми кошмами. Тюфяки тоже новые. На стенке - изображение цветущей яблони на шёлке. Оно свисает прямо над головой Пуплии.
Выражение лица свекрови крайне мрачное.

ТЕНИЯ
(как бы невзначай)
Отчего ты такая? Злодей приходил?
Понадобилось что-то ещё? Не наш
ли шатёр?

Пуплия поджимает губы, держит паузу.

ПУПЛИЯ
(резко)
Я не понимаю тебя, Тения.
Оказывается, в твоих руках судьба
Фалалея и всех нас.

ТЕНИЯ
(пытаясь выглядеть весёлой)
Ах, вот что! Им опять понадобилась
я? Мне показалось – они расслышали
мой ответ.

ПУПЛИЯ
Почему ты не рассказала? Я бы
сумела объяснить сыну без ущерба.

ТЕНИЯ
(удивлённо и возмущённо)
Как?! Ты согласна, чтобы я шла к
Милию?! Ты, христианка! Ты знаешь,
как страшен этот грех! Он ляжет и на
детей! Пуплия, ты становишься
двоедушной. Ты же недавно почти
обвинила меня в распутстве!

ПУПЛИЯ
Я не двоедушна. Тения, старайся
хотя бы сейчас относиться к жизни
трезво и понять других. Те мои
подозрения были не о том. Одно дело
– зарабатывать на хлеб куртизанкой и
жить без стыда. И совсем другое –
жертвовать собой ради ближних.
Счастье, что ты не крещена. Перед
купелью покаешься, и старое омоется
без следа. А в новой жизни нас никто
не уколет. И кому колоть, если
половина города блудит из
удовольствия. А мы – от
безысходности.

ТЕНИЯ
(твёрдо)
Что такое ты говоришь! Подумай! У
нас твёрдая надежда на Ермия! И
разве можно сознательно грешить
оттого, что успеешь покаяться? Разве
можно грехом спасти души? А если,
согрешив, я не смогу каяться? Не
придём ли к худшей гибели?

Дети во время этого разговора сидят, напуганные ссорой, жмутся друг к другу и ничего не едят.

ПУПЛИЯ
(рассерженно)
Твой отец был охотник устраивать
ночи Изиды. Он выступал в них под
видом бога. Но женщины, их мужья
знали, кто этот бог. И никто не понёс
ущерба. Никто не клял, что так
устроена жизнь. Никто не погиб. Почти
все стали христианами. Наш Бог
милостив. А каемся мы в сердцах
часто ещё до проступка.

Тения с сочувствием всматривается в свекровь. Отставляет еду. Прижимает головы детей к своей груди.

ТЕНИЯ
(смягчаясь)
Странные речи. Горе смутило тебя.
Оставим это. Отец мой сам ответит
за себя. А я от мужа узнала о глубине
совести и христианском достоинстве.
Но почему сейчас вы, назвавшие себя
христианами, будто сговорились
навязать мне грех? Нет, мы с
Фалалеем верим в правду. А чтобы
ты не обвиняла меня в бессердечии,
я сама спрошу у мужа, как поступить.
Что  он решит, то и будет.


5. 13. ЭКСТ. УЛИЦА У АМФИТЕАТРА. ДЕНЬ.
АЛИХЕЙН. МАССОВКА.

Улица по бокам запружена народом. Стоит гул голосов. Люди рассматривают идущего атлета-эфиопа.
Мальчишки подбегают к улыбающемуся Алихейну, с восторгом касаются его мышц. Отбежав, сбиваются в кружок, ощупывают мышцы друг у друга.
Полукруглый цирк всё ближе, стена его всё выше. Из-за неё нарастает монотонный гул множества голосов.
Алихейн скрывается в его арке.


5. 14. ЭКСТ. ТА ЖЕ УЛИЦА. ДЕНЬ.
АНАСТАС. ВОИНЫ. СТРАЖНИКИ. РАЗБОЙНИКИ. МАССОВКА.

Стражники с копьями в окружении стратиотов ведут к амфитеатру Анастаса.
Тот задумчив. Внимания на зрителей не обращает. Иногда косится на толпу.
Две его цепи на руках концами крепятся к сёдлам конных воинов, что по бокам чуть впереди него.
Среди толпы - пятеро разбойников. Они напряжённо смотрят на своего вожака. Тот едва заметно кивает им. Те отвечают.
Анастас прибавляет шагу. Цепи дают провис. Тогда апелат дёргает их изо всех сил.
Лошади сбиваются с хода. Ещё рывок – и они вздыбливаются. Анастас подсекает их новым рывком. Кони и всадники падают.
Разбойники выхватывают из-под одежды длинные ножи. Двое бросаются к упавшим коням. Перерезают подпруги, освобождают сёдла.
Трое других разбойников отвлекают на себя воинов. Нападают и тут же отступают, вызывая тех на погоню.
Анастас раскручивает цепи, начинает бить ими всех, кого достанет. Падает с перебитыми ногами стражник.
Народ с рёвом разбегается. Воины и стражники, стараясь не разрывать свой круг, выставляют копья. Отступают и вновь сжимаются.
Анастас крутит и крутит цепи.
К воинам прибегает подмога. Кольцо уплотняется. Загораживаются от цепей щитами.
У воинов появляются длинные толстые жерди. Они их выставляют под удары цепей.
Одна из цепей наматывается на жердь своим концом. Несколько воинов, ухватившись, тянут, не позволяя Анастасу освободить её. Он рвёт цепь изо всех сил. Воины, спотыкаются, падают.
Но уже поздно. Сзади к Анастасу подбираются и накидывают сеть. Наваливаются.


5. 15. ЭКСТ-ИНТ. ЦИРК. ДЕНЬ.
МИЛИЙ. ЕРМИЙ. ЕВЛОГИЙ. ТИВУРТИЙ. АЛИХЕЙН. МАССОВКА.

Цирк заполнен. Гул такой, что кажется - сами стены гудят. На трибунах пьют, закусывают, смеются и спорят.
В ложу входит Милий в алом хитоне. На золотых локонах только венка не хватает.

НАРОД
Слава Милию! Слава!

Следом за Милием появляются Ермий, Евлогий и Тивуртий.

МИЛИЙ
(повелительно)
Ермий, расположишься здесь.

Эпарх указывает пальцем на место внизу у своих ног.

ЕРМИЙ
(осанисто выпрямляясь)
Изволь, высокородный. Но не
препятствуй мне покинуть вас после
объявления. Надо проследить за
поиском разбойников.

МИЛИЙ
(мстительно, с прищуром)
Стоило думать о безопасности
раньше. Ты не опасаешься, что
твой уход истолкуют на трибунах
как дурной знак для тебя?

ЕРМИЙ
Люди склонны к двоемыслию. Их
суды изменчивы и скоротечны. Я
страшусь одного суда Божия.

МИЛИЙ
(усаживаясь, теряя интерес)
Поступай, как знаешь… Евлогий,
Тивуртий, садитесь рядом.

Во время этого диалога Евлогий выглядит тревожным и злым. Тивуртий же откровенно ухмыляется. Первый садится справа от эпарха; второй – слева.
Ермий становится на указанном ему месте. Поднимает руку.
Взгляды зрителей обращены к этой ложе, и шум тут же стихает.

ЕРМИЙ
(твёрдо)
Сограждане. Высокочтимейший
наместник Антиохии во славу
строителя великого храма империи
Нового Рима кесаря Юстиниана
желает подарить вам праздник. Это
ещё не казнь, но её преддверие.
Смотрите на того, кто наводил ужас
и помните – зло непременно будет
отомщено.

И Ермий покидает амфитеатр под недоуменную тишину трибун.
На арену, в центре которой выложен из мраморных плит ток, выходит Алихейн.
Публика взрывается ликующим криком без слов. Люди вскакивают, машут руками.


5. 16. ИНТ. АМФИТЕАТР. ПОМЕЩЕНИЕ В СТЕНЕ. ДЕНЬ.
АНАСТАС. ВОИНЫ.

В помещении, в широкой стене цирка, с Анастаса снимают сеть. Цепи уже лежат в углу.
Богатырь разворачивает плечи, поводит ими. Встряхивает руками.
Копейщики тут же направляют ему в грудь острия.
Анастас усмехается.


5. 17. ЭКСТ. АМФИТЕАТР. ЛОЖА. ДЕНЬ.
МИЛИЙ. ТИВУРТИЙ. ЕВЛОГИЙ. МАССОВКА.

Тивуртий, сладко улыбаясь, склоняется к уху наместника.

ТИВУРТИЙ
(шепчет)
Я предпринял ход. Жду к вечеру
её согласия.

Милий испытующе, с прищуром, смотрит.

МИЛИЙ
(небрежным тоном)
Если решится, пусть придёт в
полночь. Стукнет в дверь дважды,
скажет: «Благословен час. Я твоя».
Советуй не откладывать, пока я
не передумал.

ТИВУРТИЙ
(хихикая)
Не забудь предупредить стражу.
Иначе её могут отправить прямо
к мужу.

МИЛИЙ
(внезапно взыскующе)
Послушай, Тивуртий. У меня есть
повод подозревать тебя.
(взглядывает на Евлогия, который
слушает со злой усмешкой)
Отчего ты неравнодушен к этому
делу? Отвечай правду, если не
желаешь беды.

ТИВУРТИЙ
(разводя руками)
Мне нечего скрывать - хочу
обещанной милости. Я жаден. И ещё
есть корысть. Если крепость при
штурме однажды сдаётся, почему бы
в другой раз уже с другим ей не
повторить этого?

Милий смеётся - грузно ходят его плечи.


5. 18. ЭКСТ. АМФИТЕАТР. ДЕНЬ.
АНАСТАС. АЛИХЕЙН. МИЛИЙ. ТИВУРТИЙ. ЕВЛОГИЙ. ВОИНЫ. МАССОВКА.

На беломраморный ток посреди кварцевого песка арены к Алихейну выводят Анастаса.
Воины чуть отступают с копьями наизготовку, образуют плотный круг.
Анастас оглядывает цирк.
Алихейн мрачно рассматривает плиты, пробует их ступнями. По-борцовски примеривается к сопернику, принимает стойку.
Но Анастас его будто не замечает. Он смотрит на Милия и вдруг улыбается.

АНАСТАС
(кричит)
Эй, ты! Завитой, возомнивший себя
кесарем! С чего ты взял, что я стану
потешать вас?! Вели своим рабам
расходиться!

Полукруглая трибуна взрывается негодующим воплем. Милий, наливаясь гневом, вскакивает. За ним встают Евлогий с Тивуртием. Все трое растеряны.
В Анастаса с трибуны летят объедки, овощи. А он вдруг садится на ток под ноги удивлённому Алихейну.
Евлогий мягко берёт Милия за руку, начинает гладить его ладонь.
Часть рассерженных зрителей тянется к выходу из цирка.
Анастас смеётся.

АНАСТАС
(кричит)
Эй, вы! Подданные! Я передумал!
Я решил бороться!
(зрители быстро возвращаются)
Ну, завитой?! Видишь, кто здесь
хозяин?! Кого они слушают?!
(встаёт)
Да, я стану бороться!
(указывает пальцем на Милия)
Против тебя! Все увидят твой позор!

МИЛИЙ
(шепчет в бешенстве)
Я разорю этот проклятый город!

Оба борца – в стойке, примериваются.

АНАСТАС
(эфиопу, гордо)
Не вынуждай запретных приёмов. Не
получите повода выставить меня
подлым. А сам поступай, как знаешь.
Ты вынужден заслуживать милость.
А я свободен.

АЛИХЕЙН
(спокойно)
Зря меня злишь. Я не свирепею. И
нарушать правила не стану. Мы
неравны. Твои мускулы скованы, ты
плохо ел. Посмотри – на тебе раны.
И всё равно ты - самый сильный
соперник. А честь борца выше
милостей самого кесаря. Нам следует
подумать, как не искалечиться на
этом камне.

Ударяет гонг. Под копьями стражи начинается поединок на каменном току.
Сначала одолевает Алихейн. Но Анастас, разогревшись и разозлившись, выправляет положение.
Под рёв цирка - каскад бросков, мосты, дожимания, выходы из захватов.
Милий взвинчен, глаза горят страстью.
Борцы несколько раз больно ударяются о мрамор. После этих ушибов каждый раз встают, расходятся, кружат, схватываются вновь, но уже более осторожно, щадя друг друга. Порой просто изображают отчаянность поединка.
В моменты инсценировок с трибун несутся негодующие крики и свист.
Милий каждый раз вскакивает, топает ногой. А Евлогий и Тивуртий на поединок внимания почти не обращают, следят за эпархом и друг за другом.
В очередной момент инсценировки борьбы к атлетам подступают стражники, разводят их копьями. Один сильно бьёт Анастаса мечом плашмя по корпусу. И тут же в грудь апелату упираются копья.
Атлеты сходятся вновь. Анастас после броска Алихейна попадает в позицию «мост». Алихейн дожимает его. Вот-вот прижмёт лопатками. Вдруг апелат выворачивается.
Усталые, залитые потом борцы раззадориваются, проводят ряд приёмов.
Анастас, собрав все силы, перебрасывает Алихейна. Эфиоп падает неудачно. С тупым звуком бьётся о плиты затылком.
Из-под головы по бело-искристому мрамору растекается кровь.
Цирк смолкает. Все как один встают.
Анастас замирает на коленях перед соперником. Проверяет пульс на шее. Закрывает ладонью глаза Алихейна. Грозный и мрачный, поднимается на ноги. Всматривается в Милия. Вскидывает руку в его направлении.

АНАСТАС
Это ты убил его! Злодей!

РЁВ ТРИБУНЫ
Смерть апелату!

АНАСТАС
Будьте прокляты!

МИЛИЙ
(на грани истерики)
Строить колесо! Немедленно!

Копейщики смыкаются вкруг Анастаса. Острия впиваются в грудь, выступает кровь. Его уводят с арены.


5. 19. ИНТ. ТЕМНИЦА. ВЕЧЕР. РЕЖИМ.
ТЕНИЯ. ФАЛАЛЕЙ. УЗНИКИ.

Тения кормит мужа. Тот ест жадно. Она смотрит грустно и нежно, целует в щёку.

ТЕНИЯ
(тихо)
Спасибо, мой любимый. Никто не
получит моего тела. Я верила в твоё
слово. Ты даёшь силы терпеть.
Осталось недолго. Ермий докажет
правду.

Фалалей слабо улыбается, проводит ладонью по её плечу, голове. Правда, он несколько вял. Взгляд как бы растекается.

ФАЛАЛЕЙ
Как иначе я мог ответить? Ты - моя
звёздносветная! Твоя чистота и
верность – последнее моё богатство.
С тобой я ещё хочу жить. Я ещё
мужчина. Остальное всё можно
исправить, нажить.

Они целуются.

ФАЛАЛЕЙ
Я должен признаться – ты была
права.
(прижимается к ней)
Меня поймали на страсти к богатству.
Как же я, опытный в делах, не увидел,
а ты, моя домашняя мечтательница,
почувствовала?

Она прижимает его ладонь к своей груди у сердца.

ТЕНИЯ
(с улыбкой)
Это легко понять. Меня хорошо учили
художествам. Я люблю мой мир
воображения. Иногда сердцем вижу
такое, чего другие не замечают. А
сердце моё отдано тебе. И говорит
оно о тебе.

Они опускает голову на плечо мужа, затихает.


5. 20. ЭКСТ. У ШАТРА. ВЕЧЕР. РЕЖИМ.
ТИВУРТИЙ.

В шатре горит светильник. Сквозь ткань снаружи видны три тёмных силуэта: женский и два детских. Полог открыт.
К шатру, озираясь, крадётся Тивуртий.


5. 21. ИНТ. ТЕМНИЦА. ВЕЧЕР. РЕЖИМ.
АНАСТАС. РАВУЛЛА. КУЗНЕЦ. ТЕНИЯ. ФАЛАЛЕЙ. УЗНИКИ.

Равулла и стражники сводят по лестнице Анастаса. Тот – в синяках, ссадинах, кровоподтёках. Вид его измученный.
Кузнец начинает замыкать его на пять цепей.

РАВУЛЛА
(злорадствуя)
Теперь голодом посидишь. Поглядим,
сколько протянешь.

Тения глядит на всё это с состраданием. Смотрят и узники.


5. 22. ИНТ. ШАТЁР. ВЕЧЕР. РЕЖИМ.
ПУПЛИЯ. ВИТ. ВИРИНА. ТИВУРТИЙ.

Пуплия у светильника учит детей по книге псалмов. Водит пальцем по странице, указывает поочерёдно на буквы. Дети всматриваются.

ВИТ И ВИРИНА
(вместе)
Альфа, бета, гамма, дельта, эпсилон.

Пуплия замечет, как в шатёр украдкой заглядывает Тивуртий, поднимается.

ПУПЛИЯ
(детям, строго)
Продолжайте. Проверьте, какие
буквы помните, какие забыли. Я
сейчас вернусь. За мной не ходить.

Вышколенные дети провожают глазами выходящую из шатра бабушку и вновь утыкаются в книгу.


5. 23. ИНТ. ТЕМНИЦА. ВЕЧЕР. РЕЖИМ.
ТЕНИЯ. ФАЛАЛЕЙ. АНАСТАС. УЗНИКИ.

Тения рассматривает апелата с состраданием.

ТЕНИЯ
(мужу)
Мне жалко его…

ФАЛАЛЕЙ
(мрачно глядя на жену)
Это он ограбил нас.
(обнимает жену, шепчет на ухо)
Я должен покаяться. Скрывал от
тебя... Мы когда-то разорили его. Я
тогда ещё не уверовал. Потом
надеялся искупить благотворением.
А приходится отстрадать. Бог взыскал
за Анастаса.

Тения вздыхает горько, обнимает мужа, целует в щеку. Затем берёт кусок хлеба, идёт к Анастасу.
Стоит против него, всматривается с болью.

ТЕНИЯ
Что ты наделал, несчастный человек?
Мстил ему, а ударил по нашим детям.

Он выдерживает взгляд. В глазах его - упрямство и усмешка.

АНСТАС
(зло)
Дети страдают от злодейства отцов.
Таков мир. Нам не изменить его.

ТЕНИЯ
(тихо)
Да, не изменить. Остаётся менять
себя. Почему ты так смотришь?

АНАСТАС
(с усмешкой)
Думаю. Когда-то жена оставила
меня на пятый день беды. Сколько
выдержишь ты?

ТЕНИЯ
Ты всегда плохо думаешь? Впрочем,
так думают почти все. Тебе от этого
легче жить?

И Тения кладёт ему в ладонь хлеб. Уходит.
Анастас оторопело глядит на этот хлеб.


5. 24. ЭКСТ. У ШАТРА. ВЕЧЕР. РЕЖИМ.
ПУПЛИЯ. ТИВУРТИЙ.

Пуплия и Тивуртий, опасливо озираясь, шепчутся у шатра.

ПУПЛИЯ
Ты нетерпелив. Так скоро эти дела
не решаются.

ТИВУРТИЙ
Это не я нетерпелив. Спеши, пока
вино не прокисло.

ПУПЛИЯ
Придётся выждать. Она выдумала
помощь от Ермия. Сбила с толку
Фалалея. Они пока заодно. Я всегда
говорила - эта женщина не живёт. Она
вечно тешит себя и других выдумками.
(с нарастающей злостью и завистью)
Из-за неё Фалалей потерял дерзость.
Вместо дел уцепился за её подол. Ты
сам это заметил.

ТИВУРТИЙ
Есть ли надежда?

ПУПЛИЯ
Надежда будет, когда их заблуждение
умрёт, когда увидят - выхода нет.
Фалалей ценит жизнь. Он может
смириться. Но это не значит, что
смирится она. Такую женщину
страхом, деньгами не склонить. Есть
один путь – связать её волю. Я
кое-что приготовила.

Она вынимает из складки одежды и показывает керамический флакон с изображением обнажённой Киприды, выходящей из пенистой волны.
Тивуртий, разглядывая, тянет к нему руку.
Пуплия тут же прячет флакон.

ПУПЛИЯ
Мужчинам нельзя.

ТИВУРТИЙ
Откуда у тебя ритуальный сосуд?

ПУПЛИЯ
Наследство.

ТИВУРТИЙ
Он мог принадлежать древнему
святилищу.

Она вновь достаёт флакон, разглядывает. Хитро, многозначительно улыбается.

ПУПЛИЯ
Какому святилищу?

ТИВУРТИЙ
Разве ты не знаешь? - Афродиты
Аскалонской. Оно стояло на месте
        кладбища. В давнюю войну его
разрушили. Потом поставили оракул.
Пуплия, продай мне его. Я хорошо
заплачу.

Она, засматривается на роспись Афродиты. Мерно покачивая бёдрами, точно собираясь танцевать, вдруг декламирует: приглушённо и торжественно.
Глаза её делаются ещё округлей, смотрят в точку как-то отуманенно.

ПУПЛИЯ
(как бы про себя)
"Не сходит улыбка с милого лика её,
И прелестен цветок у богини.
Песню, богиня, прими и зажги
жрицу страстью горячей"...
(язвительно Тивуртию)
Ты похож на тайного жреца
Антиэроса. Не боишься кары?.. Нет,
я ничего не знаю о капище, и знать
не хочу. Сторгуемся, когда
закончим дело. Ступай и открой
Фалалею правду.


5. 25. ИНТ. ШАЛАШ. СУМЕРКИ.
ВИТ. ВИРИНА.

Дети сидят над книжкой и настороженно прислушиваются к шёпоту снаружи. Вдруг возглас мужчины заставляет их вскинуть головы.

ГОЛОС ТИВУРТИЯ
Ты великая женщина, Пуплия! Почему
ты не Тения, а Тения – не ты!

Вслед за возгласом раздаётся звонкий звук пощёчины.
Вирина испуганно вздрагивает, моргает.
Вит подскакивает со сжатыми кулаками к пологу.


5. 25. ЭКСТ. У ШАТРА. СУМЕРКИ. 
ПУПЛИЯ. ТИВУРТИЙ.

В глазах у Пуплии – гнев. Тивуртий стоит опешенный, с красной щекой.

ПУПЛИЯ
(истерично)
Что вы все помутились с этой Тенией!
Самая обыкновенная! В ней жизни-то
нет! Не вздумай, что я завидую ей. Вам
женского сердца не узнать. Я больше
всех её люблю. Но она всех ведёт к
худшей беде и не видит. Поймёт
после. Но если ты, Тивуртий,
посмеешь потом её оскорбить или не
вернуть нам дом, тебе не жить. Я на
это иду ради внуков. И тебя я сведу
со света!

Что-то безумное и решительное является в лице Пуплии.
Тивуртий пятится. Уходит торопливо, с оглядкой.
   

5. 26. ИНТ. КОМНАТА В ДОМЕ ЕРМИЯ. ВЕЧЕР.
МИЛИЙ.

Неярко горит светильник. Милий сидит перед зеркалом и неумело подвивает щипцами локоны. Придирчиво осматривает свою работу.
Поднимается, подходит к дорожной клади у стены. Достаёт и расправляет шёлковое покрывало, расписанное индийскими эротическими сценками с богиней Лакшми. Застилает им постель под балдахином. Оглаживает ткань.
Переставляет на пол к изголовью вазу с алыми розами.
Придвигает столик с вином, чашами и сладостями.
Медленно опускается навзничь на ложе. Широко раскинув руки, поглаживает ткань. Закатывает мечтательно взгляд к потолку.


5. 27. ЭКСТ. У ШАТРА. ВЕЧЕР.
ДАНИИЛ. НЕЗНАКОМЕЦ, ПРЕДАВШИЙ АНАСТАСА.

Даниил с корзиной крадётся к шатру.
А за ним в отдалении следит незнакомец в широких одеждах и с замотанным лицом. У пояса его – нож.
Незнакомец заходит в тростники, прячется.


5. 28. ИНТ. ДОМ ЕРМИЯ.  ВЕЧЕР.
МИЛИЙ. ТЕНИЯ. АНАСТАС. АЛИХЕЙН. КИФАРИСТКИ. СЛУЖАНКИ.

Милий дремлет в той же позе, лицом вверх. Чувственные губы подрагивают. Светильник горит ровно.
Вдруг огонь светильника начинает тускнеть, дрожать. Жёлтые тяжелые и колеблющиеся отсветы падают на покрывало с изображениями Лакшми, эротическими сценками. Кажется, они чуть двигаются, оживают. Слышится далёкая игра на кифарах.
Милий открывает глаза, слушает.
Напротив, в стене, как бы образуется дверной проём. Музыка звучит громче.
За проёмом – ярко освещённый зал-триклиний антиохийского дворца. Пятеро девушек с инструментами сидят, составив круг. В центре танцует укрытая переливчатой павлиньей накидкой женщина. Движения напоминают индийский любовный танец.
Милий садится. Всматривается в гибкую танцовщицу.

МИЛИЙ
(удивлённым шёпотом)
Тения?

Та останавливает танец, сбрасывает накидку, идёт по направлению к нему. Сквозь одеяние, силуэтом, проступает её фигура.
Милий поднимается. Шагает навстречу. Взгляд разгорается.
Тения встаёт на пороге двери, на границе лёгкого чистого света за спиной и желтоватого полумрака комнаты.
Милий - совсем рядом с ней. На Тении - серебристый «паутиновидный» и полупрозрачный хитон. Тёмные густые волосы, по-эллински сколотые на затылке, ниспускаются лампадусом. Грудь её, охваченная вшитым пояском и чуть приподнятая, так близка и почти осязаема. Он не отводит от неё взгляда.

МИЛИЙ
(восторженно)
Тения, благословен час! Ты
прекрасна, как статуя Праксителя!
(протягивает руку к её груди)
Я счастлив любить тебя в моей
Антиохии.

ТЕНИЯ
(строго)
Твоя речь странная. Я никогда не
была в Антиохии.

МИЛИЙ
(удивлённо)
Но ты в моём дворце.

ТЕНИЯ
Ты ошибаешься. Это эфирный замок
владыки Эрота. И я здесь живу.

МИЛИЙ
(опуская руки, растерянно)
Что?! Это ты ошибаешься. Дай мне
войти.

ТЕНИЯ
(повелительно)
Ты недостоин входить сюда.

МИЛИЙ
(гневно)
Что?! Как ты смеешь?! Ты!
Захолустная сирианка! Нимфа
болотная!
(топает ногой)
А-а! Ты задумала отнять у меня мой
дом! Казнить злодейку!

Тения глядит поверх плеча Милия.

ТЕНИЯ
(повелительно)
Объясните этому человеку его
обязанность.

Милий оборачивается. Лицо перекашивает от ужаса – за спиной стоят Алихейн и Анастас.
Они с мрачными ухмылками заламывают руки епарха, пригибают его. Ставят на колени перед Тенией.
Она приподнимает ступню.
Атлеты давят на шею и плечи жалкого мокрогубого Милия. И он тыкается губами в её сандалию, оставляет на ремне влажный след. Над ним звенит её смех.
Дверной проём исчезает, стушёвывается. Последнее, что видит Милий, это то, как девушки угощают и ласкают возлежащих за столом атлетов. 
Светильник в комнате Милия горит по-прежнему ярко и ровно.
Епарх просыпается. Лоб его в поту. Покрывало сбито.


5. 29. ЭКСТ. У ШАЛАША. НА БЕРЕГУ ВОДОЁМА. ВЕЧЕР.
ДАНИИЛ. НЕИЗВЕСТНЫЙ.

Даниил, оставив корзину у входа в шалаш, неспешно и с тихой улыбкой возвращается. Идёт вдоль тростников.
Злодей выступает из зарослей и бьёт его ножом в сердце. 
Даниил без звука падает замертво.


5. 30. ИНТ. КОМНАТА И СЕНИ У ВХОДНОЙ ДВЕРИ ДОМА ЕРМИЯ. ВЕЧЕР.
МИЛИЙ. ТИВУРТИЙ.

Милий сидит на постели, потирает ладонью грудь у сердца. Поднимается. Подволакивая ноги, бредёт из комнаты.
Встаёт в темноте у входной двери. Спиной и затылком прижимается к стене. Лицо его напряжённое, глаза прикрыты. Он весь подрагивает и вместе выглядит сникшим. Сейчас особенно явен его возраст. Днём он выглядит куда моложе, бодрей.
Снаружи слышатся крадущиеся шаги. Милий в волнении трёт ладонью грудь.
Два тихих стука.

МИЛИЙ
(шепчет с волнением)
Благословен час...

Дверь открывается, вваливается Тивуртий. Падает в ноги.

ТИВУРТИЙ
Высокороднейший! Крепость
удержалась из последних сил. Нужно
чуть-чуть подождать. Я приготовил
воистину одиссееву хитрость. Муж сам
отопрёт нам ворота!

МИЛИЙ
(со злобным шипением)
Ты жестоко расплатишься, если
будешь дальше впустую дразнить
меня! Я по твоей вине должен
откладывать казнь и сидеть в этом
тошном поселении!

ТИВУРТИЙ
Отвечаю головой – завтра увидишься
с нею наедине.

И Тивуртий припадаёт лбом к ступням Милия.


В ЗТМ.


КОНЕЦ ПЯТОЙ СЕРИИ
Категория: Аскалонский злодей | Добавил: defaultNick (04.10.2012)
Просмотров: 750 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]