Суббота, 20.04.2024, 19:35 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Библиотека

Главная » Статьи » Драматургия » Сибирячка

Сибирячка. Серия 2.
(сценарий двухсерийного телефильма: мелодрама)


ВТОРАЯ СЕРИЯ


ИЗ ЗТМ.


1. ИНТ. КВАРТИРА СЕРГЕЯ. УТРО.
Принтер мерно выдаёт отпечатанные листы. Сергей садится к старому письменному столу, на котором – ещё непогашенная лампа. Разбирает листы, складывает. Вид у него усталый и унылый. Затем он снимает трубку, набирает номер.

СЕРГЕЙ
Семёныч? Здорово. Это Сергей.


2. ИНТ. МАСТЕРСКАЯ. УТРО.
В мастерской на широком мягком стуле с прямой спинкой сидит натурщик, старик в холщовом балахоне с посохом, со стрижкой «под горшок» и окладистой бородой «а ла рюс». Трое студентов рисуют. Атмосфера сосредоточенности.
Николай прохаживается, мимоходом поправляет карандашом некоторые места на ватманах. И в то же время разговаривает по телефону. Вид у него перед студентами непривычно благообразный.

НИКОЛАЙ
Нет, Сергей. Не была, не звонила. Ни та, ни другая. Нет. Не знаю. Карик? Знает, но не скажет. А ты бы заглянул. Что-нибудь придумаем.


3. ИНТ. КВАРТИРА СЕРГЕЯ. УТРО.
Сергей отключает трубку, откладывает. Задумывается, закуривает. Берёт с полки диск, вставляет в центр. Тихо звучит романс:

«Утро туманное, утро седое».

За окном поверх крыш из-за дальних домов наволакиваются тонкой пеленой на блёклое небо прозрачно-бледные облака.
А внизу под домом сыплют багряно-жёлтой листвой октябрьские деревья.

«Нивы печальные, снегом одетые».

Дотлевает в пепельнице окурок, пускает тонкий дым. Стол пуст. Из окна видно, как Сергей с портфелем через плечо пересекает улицу.


4. ЭКСТ. УЛИЦА. УТРО.
Сергей проходит мимо дома Тамары. Приостанавливается, осматривает двор - тот пуст. Звучат строки романса:

«Нехотя вспомнишь и время былое,
Вспомнишь и лица, давно позабытые».


5. ЭКСТ. У «ТЕАТРА МОДЫ». УТРО.
У здания безлюдно. Прохожие. Рядок припаркованных машин.
Сергей распахивает дверь главного входа.

«Вспомнишь обильные страстные речи,
Взгляды так жадно, так робко ловимые».


6. ИНТ. ВЕСТИБЮЛЬ «ТЕАТРА МОДЫ». УТРО.
Сергей – у окна администратора. Женщина в ответ на вопросы отрицательно покачивает головой. Скучающий охранник. Стены вестибюля – в фотографиях стильных женщин-«вамп».

«Первые встречи, последние встречи,
Тихого голоса звуки любимые».


7. ЭКСТ. УЛИЦЫ. ДЕНЬ.
Сергей бредёт под осенними деревьями, бредёт теми местами, где шли они когда-то с Тамарой. Вон та скамейка, на которой курили. Накрапывает мелкий дождь. Скамейка пустая и мокрая.

«Вспомнишь разлуку с улыбкою странною,
Многое вспомнишь родное далёкое».

Он давит на кнопку звонка у двери мастерской. Дверь не открывается. Мимо шуршат шинами редкие авто.

«Слушая рокот колёс непрестанный,
Глядя задумчиво в небо широкое».

Он спускается по переулку, смотрит на далёкий дом Тамары. В воздухе - осенняя дымка.


8. ИНТ. КВАРТИРА ТАМАРЫ. ДЕНЬ.
Муж, сидя на диване, смотрит телевизор. Тамара за столом дописывает лист. Подносит ему.

ТАМАРА
Распишись. Это заявление от тебя.

Тот молча отворачивается.

ТАМАРА
Это же глупо! Всё равно без твоего согласия обязаны рассматривать.

Муж как не замечает её. Тогда она комкает лист и швыряет ему под ноги.


9. ЭКСТ. УЛИЦА. ДЕНЬ.
Сергей подходит к «Издательскому дому».


10. ИНТ. РЕДАКТОРСКАЯ. ДЕНЬ.
Он заходит в конторку к Наташе.

НАТАША
Ой, ты очень вовремя! Здравствуй, садись.

Она откладывает гранки, подтягивает с края стола стопку листов.
Сергей садится рядом, близко.

НАТАША
Можно сказать, правка наша закончена. Но я бы вот этот абзац ещё подсократила. Смотри.

Она быстро, легко очерчивает карандашом скобки, включив несколько строк.

НАТАША
А тут лучше сделать инверсию. Ты согласен?

Но Сергей на лист не глядит. Он засматривается на нежный изгиб её шеи, на ладное ушко. Но взгляд его грустен.
Она чувствует этот взгляд, смотрит на Сергея, чуть смущаясь.

НАТАША
Так ты согласен?

Он встряхивается, пытается принять обычный вид.

СЕРГЕЙ
Делай как лучше. Я же доверяю тебе. Я повесть принёс.

НАТАША
(просяще)
Серёжа, пожалуйста! Придержи. Дай сначала рассказы попытаться пробить. А повесть? Сейчас ходовое – роман. Но у тебя его нет. Впрочем, у тебя всегда будут проблемы. Художественная проза не в ходу.

СЕРГЕЙ
Ты не поняла. Я тебе повесть принес. Прочитаешь?

НАТАША
(улыбаясь)
Конечно. Только – в выходные. Жди. А сейчас твой сборник иду повторно представлять. Дождёшься?

СЕРГЕЙ
(вскакивая со стула)
Ну, уж нет! И так нервы ни к чёрту! Позвони вечером, расскажешь. А мне лучше – издалека.

Она поднимается, прижав подборку к груди.

НАТАША
Тогда – пошла (оба выходят из конторки).

11. ЭКСТ. У ДОМА ТАМАРЫ. ДЕНЬ.
Сергей с портфелем через плечо подходит к дому Тамары. Заходит во двор, осматривается. На лавке беседуют женщины. На площадке играют дети. Среди них – Настя.
Сергей обходит двор. Разглядывает девочек. Останавливается рядом со сметёнными в кучу листьями. Всматривается поочерёдно в окна высокого дома.
Пожилые женщины на лавке подозрительно наблюдают за ним. Одна из них поднимается и семенит к дальнему подъезду.


12. ИНТ. КВАРТИРА ТАМАРЫ.
Тамара, грустная, стоит у окна, сквозь тюль смотрит во двор на Сергея. Видит, как он вдруг садится, ссутуленный, на кучу листьев.
Муж - за компьютером, что-то просчитывает. В то же время остро поглядывает на жену.

МУЖ
Кого высматриваешь?

ТАМАРА
( резким тоном)
Настю. Что, тебя и это достает?
(у неё вдруг наворачиваются слёзы, она вынимает из кармана платок, незаметно промокает их)

Вдруг лицо её напрягается – она видит, как к Сергею подходит милиционер.


13. ЭКСТ. ДВОР. ДЕНЬ.
Пожилой участковый трясёт за плечо потупленного Сергея.

МИЛИЦИОНЕР
Вставай. Напился?

СЕРГЕЙ
(вскидывая лицо)
Нет. Тоскую (встаёт).

МИЛИЦИОНЕР
Здесь тосковать не положено. Иди куда-нибудь в сквер. Только документики предъяви сперва.

Сергей, показав паспорт, послушно направляется прочь со двора. Идёт в сторону автобусной остановки.


14. ИНТ. КВАРТИРА ТАМАРЫ.
Она видит, как Сергей уходит. Не выдерживает, бросается к двери. Муж успевает перекрыть её собой.

МУЖ
Так и знал! Своего высмотрела, сучка!

Взгляд Тамары делается ледяным. Она с неожиданной силой отшвыривает его. Выходит на лестницу.


15. ЭКСТ. ДВОР. ДЕНЬ.
Тамара, в халате и тапочках, выбегает из подъезда. Озирается. Сергея нигде нет. Даже – на остановке. Тогда она догоняет милиционера.

ТАМАРА
Товарищ участковый. Тут парень был. Куда он пошел?

МИЛИЦИОНЕР
А! Это - ваш? Уехал только что.

ТАМАРА
Тогда мне очень нужно с вами поговорить. Немедленно.

МИЛИЦИОНЕР
Из какой квартиры?

ТАМАРА
Из двести пятой, пока.

МИЛИЦИОНЕР
Вон как? Ну, пошли ко мне.

Они направляются к соседнему подъезду с табличкой на стене: «Опорный пункт».


16. ИНТ. ОПОРНЫЙ ПУНКТ. КОНЕЦ ДНЯ.
За столом друг против друга сидят участковый и Тамара. Она молча плачет. Он смотрит с сочувствием. Неспешно выдвигает ящик стола.

МИЛИЦИОНЕР
Вишь, как свою жизнь направила.

ТАМАРА
(резко)
Задним числом легко осуждать.

МИЛИЦИОНЕР
(смотря ей в глаза)
Правильно. Только, я не осуждаю. Обидно. Вовремя некому посоветовать оказалось. Но не больно, ведь, вы советов слушаетесь. Я с дочкой тоже когда-то намучился.
(достаёт и кладёт перед ней лист и ручку)
Пиши повторное заявление.

ТАМАРА
(зло усмехаясь)
И что выйдет? У вас всё везде схвачено. Опять слушать: ряд фактов не в вашу пользу, у мужа есть доводы, в ваших интересах найти точку примирения?
(отирает тыльной стороной ладони слёзы)
Не могу же я им всё рассказывать. Да и вы… Откуда я знаю? Заглянет мой завтра к вам, и вы тоже в сторонку отодвинетесь.

МИЛИЦИОНЕР
(улыбаясь)
Ну, пусть я отодвинусь, раз тебе так думать хочется. А вот есть у меня сослуживец старый – он в городском суде сейчас. Вот его отодвинуть денег не хватит. Позвоню, попрошу приглядеть, чтоб не волокитили. Ты пиши, пиши, дочка, заявленьице.


17. ИНТ. КВАРТИРА СЕРГЕЯ. ВЕЧЕР.
Сергей лежит в полумраке на неразобранной постели. Лежит в той одежде, что была на нём в городе. Уныло глядит в потолок, по которому часто скользят отсветы фар. Тихо звучит мелодия романса «Утро туманное».


18. ИНТ. КВАРТИРА ТАМАРЫ. ВЕЧЕР.
Тихо звучит мелодия романса. Тамара укладывает Настю. Гладит по голове. Глаза девочки закрыты.
Дверь их комнаты заперта на массивную задвижку. Вдруг снаружи дверь подёргивают. Настя бормочет в полусне.

НАСТЯ
Мамочка, а скоро мы одни жить будем?

ТАМАРА
(склоняясь и прижимаясь к дочке)
Скоро, милая, уже скоро. Спи.

НАСТЯ
А мы совсем-совсем одни будем? Ты и я?

ТАМАРА
Да. Ты и я.

На лице засыпающей девочки – слабая улыбка. Тамара встаёт, подходит к окну, задумчиво смотрит в звёздное небо. Возвращается. Берёт мобильник. Набирает первую цифру. Хмурится, глядит на дочь. И отключает его.


19. ИНТ. КВАРТИРА СЕРГЕЯ. ВЕЧЕР.
Сергей – всё в той же позе. Звонит телефон. Он быстро садится, поднимает с пола у софы трубку.

СЕРГЕЙ
(нервно, с хрипотцой)
Да?

ГОЛОС НАТАШИ
Сергей? Кое-что удалось. С тебя ужин с шампанским!

СЕРГЕЙ
Да, Наташа. Что там удалось?

НАТАША
(встревоженно)
Ты что, в депрессии? Что опять с тобой, Серёжа?

СЕРГЕЙ
Нет, в порядке. Устал немного. Вот слушаю тебя и уже начинаю радоваться.

ГОЛОС НАТАШИ
Серёжа, главный редактор поддержала. Сборник пока не идет, но директор для двух рассказов место в журнале купит. Первым пустим «Сибирячку». Я ему наговорила - ты перспективный. Выдумала, что у тебя в плане роман и повесть из жизни тех же кругов. Ну, что скажешь?

СЕРГЕЙ
Спасибо, Наташенька. Хоть так. Уже здорово. Ты – чудесная. Поговори со мной ещё. О чём хочешь, поговори.

И он вновь ложится на софу, с трубкой. Закрывает глаза.


20. ЭКСТ. У СТАНЦИИ МЕТРО. ДЕНЬ.
С веток деревьев слетают последние жухлые листья. Изо рта – лёгкий пар. Сергей у цветочного павильона выбирает букет. Внимание привлекают оранжево-жёлтые астры.
С букетом он входит на станцию метро.


21. ИНТ. ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ. ДЕНЬ.
Сергей выходит из лифта, открывает дверь редакторской. Идёт к конторке Наташи.
Та поднимает голову, улыбается. Глаза усталые от чтения.
Он кладет перед нею букет.

НАТАША
Догадываюсь: это – мне?

СЕРГЕЙ
Правильно догадываешься. За заботу и ещё кое за что.

НАТАША
Ты какой-то сегодня больно важный. Не рановато?
(с лёгкой усмешкой)
Номер видел?

Тот отрицательно ведёт головой, и она достаёт из ящика стола журнал, протягивает.
Он просматривает без особого внимания, засовывает номер под куртку. Опускается рядом с ней на стул.

СЕРГЕЙ
(держит строгий вид)
Наталья, у нас важное дело. Я тебя подожду.

НАТАША
(шутливо)
Интриговать учишься? Говори сразу. Терпеть не могу ждать.

СЕРГЕЙ
Придётся. В одно место заглянуть надо.

Она вздыхает показно, досадливо ведёт головой и углубляется в чтение. А Сергей вновь приглядывается к нежному изгибу шеи, к ладному ушку с аккуратной серёжкой.


22. ЭКСТ. УЛИЦЫ МОСКВЫ. РАННИЙ ВЕЧЕР.
Сергей и Наташа бредут тротуаром.

НАТАША
(удивлённо)
Почему ты всё время молчишь? И куда мы, вообще, идём?

СЕРГЕЙ
Коплю. Терпи. Уже скоро.

НАТАША
(обижаясь)
Раньше я в тебе этой…нечуткости какой-то не замечала.

СЕРГЕЙ
(берет её ладонь, гладит)
Я не хотел, честно. Как-то само сказалось.

Они идут той самой улицей, которой он проходил когда-то с Тамарой. Он осматривается. Вон – та лавка в сквере. Там, отвернувшись от прохожих, курит молодая пара. Кусты, деревья совсем голые. Тихо звучит тема романса.


23. ЭКСТ. ДВОР ДОМА ТАМАРЫ. ВЕЧЕР.
Они сидят в пустом тёмном дворе на лавке.

НАТАША
(сдержанно)
Я со знакомства ещё отметила – воображение у тебя богатое. В какой-то мрак привёл. Итак, что ты задумал?

СЕРГЕЙ
(тоже сдержанно)
Роман.

НАТАША
Почему тогда мы здесь? Вживаешься в тему?

СЕРГЕЙ
Да. Он заканчивается именно здесь. И начинается – тоже.

НАТАША
И о чём он будет?

СЕРГЕЙ
Надеюсь, о нашей с тобой жизни. Пойдёшь за меня?

НАТАША
(крайне удивленно)
Вот так, сразу?! Ты никогда не намекал даже.

СЕРГЕЙ
Да, сразу. Зачем намекать? Наташа – да или нет?

НАТАША
(поводя головой)
Скорее всего – да. Но есть осложняющее – рассказ «Сибирячка». Признайся: твоё сердце не совсем со мной. Хотя, я что-то к себе всегда чувствовала.

СЕРГЕЙ
Поэтому говорю тебе именно здесь – хочу, чтоб оно было с тобой совсем.

НАТАША
Это несколько оскорбительно, но я прощаю. Потому что, тоже хочу попробовать. Главное – дальше бы хуже не пошло. Ты постараешься не искалечить мне жизнь?

Сергей обнимает её, прижимает к своему плечу, целует волосы. А сам смотрит на окна дома.
Окна Тамары темны.

СЕРГЕЙ
Ну, вот и всё. Идём скорей.
(поднимается)

НАТАША
(тоже встаёт)
Что? Куда-то ещё?

СЕРГЕЙ
Ко мне. Жить будем.

НАТАША
(изумлённо)
Куда?! Что, вот так сразу?

СЕРГЕЙ
А какой смысл тянуть? В ЗАГС легче всего заскочить.

Он, обняв её со спины, ведёт со двора.
В окне Тамары зажигается свет.


24. ИНТ. ЛЕСТНИЧНАЯ ПЛОЩАДКА. ВЕЧЕР.
В квартиру Тамары звонит участковый.

ГОЛОС МУЖА ИЗ-ЗА ДВЕРИ
Чего надо?

МИЛИЦИОНЕР
Участковый. Проверка паспортного режима.

МУЖ
В такое время открывать не обязан.

МИЛИЦИОНЕР
Будем наряд вызывать. Есть информация – у вас подозрительные типы квартируют.

За дверью слышится возня. Лязгает задвижка. Дверь раскрывается. За ней – Тамара.

ТАМАРА
Проходите, товарищ капитан. Только, у нас никого не бывает.

Тот солидно заходит, оглядывает комнату. Муж, отвернувшись, сидит у телевизора.

МИЛИЦИОНЕР
(в спину мужу)
Значит, посторонних не держите? Но вам, господин квартиросъёмщик, советую вести себя тише. Соседи жалуются.

Тот возмущённо вскакивает, но капитан осаживает его.

МИЛИЦИОНЕР
Сидите. Завтра наговоритесь.

Затем он обходит комнату, разглядывая стены. Кое-где – отбитые кусочки штукатурки, повреждённые обои. Капитан ощупывает вмятины.

МИЛИЦИОНЕР
(сухим служебным тоном)
А вот тут чем-то металлическим шандарахнул. Ясно.

Муж поджимается на стуле, косится на участкового, на злорадно усмехающуюся жену.

МИЛИЦИОНЕР
Знаю – в ЗАГСе подмазывал. Не вздумай в суде кого подкормить. Сядешь.

МУЖ
(вновь вскакивает)
Вы что позволяете?!

МИЛИЦИОНЕР
Не трепещи. Свидетелей представить?

Тот желает что-то возразить, взмахивает рукой. Вдруг морщится, хватается за сердце, буквально падает на стул. Косится исподтишка, но никто внимания на него не обращает.

МИЛИЦИОНЕР
Теперь осмотрим вторую.

Они с Тамарой заходят к ней. Из-за столика на них коротко взглядывает увлечённая рисованием Настя.
Участковый с любопытством опробует массивную задвижку на двери.

МИЛИЦИОНЕР
Добротно. Сама смастерила?
(и дальше – шёпотом улыбающейся Тамаре)
До завтра собери-ка в чемоданы всё необходимое. Но чтоб не видел. Поняла?

Тамара согласно прикрывает веки, и они направляются к входной двери.

МИЛИЦИОНЕР
(громко)
Если у кого из соседей заметите подозрительных жильцов, необходимо сообщить для общей безопасности.

Прикладывает ладонь к козырьку фуражки. Дверь за ним закрывается.


25. ЭКСТ. У РАЙОННОГО СУДА. УТРО.
К зданию подходит Тамара. Одета просто. На ней – зеленоватый тёплый плащ. Волосы собраны, подколоты. Лицо без косметики.
Когда она скрывается за дверью, у парадного тормозит белый «БМВ». Выходят Карик, муж Тамары и Николай. На последнем – кожаная кепочка.
Только заходят в здание эти – у фасада паркуется милицейский «УАЗик». Появляется участковый в форме и с ним рядом – представительный седой мужчина в длинном бежевом плаще и с кожаной папкой подмышкой.


26. ИНТ. КОРИДОР СУДА. УТРО.
Тамара медленно прохаживается взад-вперёд по длинному коридору. Руки – в карманах. Она собрана, глубоко задумчива.
Капитан и его спутник скрываются в одной из служебных комнат.
Остальные трое беседуют у торцевого окна.

КАРИК
(мужу)
Дорогой, ты совсем глупый человек. Зачем развод не хотел давать? Наволок кляуз каких-то, а сам кормишь её. Отпустил бы сразу – она совсем уже без денег была. На подиум не пустят. А я бы разок в рекламе лёгкие деньги дал – и дальше само покатилось. И тебя бы не забыл.

МУЖ
(выглядит совсем пришибленным)
Считаешь – дать согласие? Всё снять?

КАРИК
(с многозначительным видом кривит губы)
Я уже сказал, а ты думай. Если не поздно. Ну, зачем ты такой глупый! Сам не удержал, другим мешал!

НИКОЛАЙ
(с лукавой ухмылочкой)
Бросьте мечтать. Вы оба Томочку не поняли, плохо себя вели.
(и дальше – мужу)
А тебе куда теперь отступать? Иди, повинись перед ней прямо сейчас. Встань на колени. Уговори жить как соседи. Обещай мышкой-норушкой стать. Дай без развода вольную. Пусть с кем хочет, гуляет. Тебе какое дело? Она тебя, само-собой, презирать будет, а ты терпи – ты мужчина. Зато квартиру сохранишь.

МУЖ
(убито)
Разве, в квартире дело? Как мне без Насти жить?

Открывается дверь. Девушка-секретарь вызывает супругов.


27. ИНТ. НЕБОЛЬШОЙ ЗАЛ-КОМНАТА. УТРО.
За массивным столом в кресле с высокой спинкой – судья. Сбоку, за обычным столом – секретарь. Перед судьёй сидят разводящиеся.

СУДЬЯ
Итак, суд рассмотрел дело. Недавно поступили свидетельства жильцов, ставящие под сомнения выдвинутые претензии к супруге…

МУЖ
(морщится, быстро суёт в рот таблетку валидола)
Я согласен. Я снимаю претензии, Не надо больше.


28. ЭКСТ. У ПОДЪЕЗДА СУДА. УТРО.
Тамара выходит в сопровождении капитана и седого. Садятся в «УАЗ».
Карик, Николай и бывший муж глядят вслед: первый – возмущённо; другой – ехидно; третий – опустошённо.

КАРИК
Ай! Это что такое?! Откуда эти менты?!

НИКОЛАЙ
(с обычной ухмылочкой)
Запускай свой керогаз, но держись подальше. Сам видишь – не всё ещё, выходит, продаётся. Недоделана работёнка.

Обе машины двигаются друг за другом.


29. ЭКСТ. У ПОДЪЕЗДА ДОМА ТАМАРЫ. ДЕНЬ.
«УАЗ» стоит у подъезда. На противоположном конце двора – «БМВ».


30. ИНТ. САЛОН «БМВ». ДЕНЬ.
Из машины видно, как участковый с приятелем выносят из подъезда две объёмные сумки и чемодан. Грузят в «УАЗ».
Выходит Тамара с дочкой и Вера. Она изменилась – ушло с лица кукольное выражение, появилась тень переживания. Подруги целуются. Тамара с дочкой садятся в машину.
Муж начинает тихо плакать, глядя на это.

НИКОЛАЙ
Да-а, распалась корзинка. Придётся плести новую.

КАРИК
(ударяя ладонями о руль)
Что такое?! Не понимаю!

«УАЗ» отъезжает.

НИКОЛАЙ
Сейчас поймёшь, родной. Это очень просто. Двигай за ними. Осмысляй. Мы выезжаем на дорогу…


31. ЭКСТ. УЛИЦА. ДЕНЬ.
Обе машины едут по мостовой на небольшом расстоянии друг от друга.

ГОЛОС НИКОЛАЯ
И нас первый же «гаишник» останавливает.

Так и происходит. Милиционер рядом с бело-синим «Фордом» приказывает «БМВ» остановиться.

ГОЛОС НИКОЛАЯ
И все мы делаем Томе ручкой «бай-бай». Навсегда.


32. ИНТ. САЛОН «УАЗа». ДЕНЬ.
Водитель-сержант договаривает по рации.

СЕРЖАНТ
Спасибо, товарищ лейтенант.
(жмёт на газ)

Седой и капитан улыбаются Тамаре.

УЧАСТКОВЫЙ
Готовь бумаги на раздел, на размен. Пока по инстанциям пройдут, поживёшь у дочки моей, чтоб не одолевали. Мне за всеми не углядеть. У тебя средства-то на проживание есть?

ТАМАРА
Есть. Я на квартиру откладывала. Потянуть можно.

УЧАСТКОВЫЙ
Ну и начинай жить.

Тамара целует в щёки обоих по очереди. Сержант видит это в зеркало.

СЕРЖАНТ
А меня?

СЕДОЙ
(строго)
Тебе – рано. Служи. Выйдешь на пенсию – порезвишься.


33. ИНТ. КВАРТИРА СЕРГЕЯ. УТРО.
Падает редкий снег. Земля уже припорошена. Сергей – за столом, пишет. Рядом – чашка с дымящимся кофе. Сергей часто отвлекается, смотрит в окно, в небо со свинцовыми тучами.
Из кухни появляется Наташа. На ней - бледненький халат. Глаза грустные. Она стоит, привалившись плечом к дверному косяку. Смотрит в спину Сергею.
Тот включает центр. Звучит романс:

«Утро туманное, утро седое.
Нивы печальные, снегом одетые.
Нехотя вспомнишь и время былое,
Вспомнишь и лица, давно позабытые.

Вспомнишь обильные страстные речи,
Взгляды так жадно, так робко ловимые»…

Наташа решительно подходит и выключает технику. Сергей смотрит на неё как-то отрешённо.

НАТАША
(раздражаясь)
Можно хотя бы день в неделю пожить без этих рукописей, правок, без этих тоскливых пений?! Хотя бы день этого настроения не создавать!

СЕРГЕЙ
(довольно угрюмо)
Сама гонишь – роман попробуй. А я не умею их как блины печь. Наташа, дай, пожалуйста, поработать, пока не устал.

НАТАША
(опираясь рукой о столешницу)
Ответь честно: зачем ты женился? Одному тосковать надоело? Вдвоём веселей?

СЕРГЕЙ
(прижимая пятерню к груди)
Наталья! Я думать должен!

НАТАША
Да, ты всегда о чём-то думаешь. Или – о ком-то. Ты всегда где-то там. Витаешь!
(машет рукой в сторону окна)
А здесь – отсутствуешь. Что происходит, объясни? Нельзя же людей мучить!

СЕРГЕЙ
(с сочувствием)
В том и дело – ничего не происходит. И работа не идёт. И я очень хочу, чтобы что-то, действительно, произошло.

Он упирается локтями в столешницу, опускает голову на ладони.
Наташа отходит. Потерянно осматривается. Выкатывает из угла пылесос. Включает.
Сергей оборачивается на звук – Наташа нервно, рывками, выдраивает ковролин. Лицо будто окаменелое. Сергей смотрит на неё с жалостью. Встаёт.

СЕРГЕЙ
Ну что ты делаешь?

НАТАША
А что ещё молодой жене в «медовый месяц» делать? А ты иди. Попиши ещё, потоскуй, раз не можешь с собой справиться.

Сергей выключает пылесос, отнимает у неё шланг, бросает. Она стоит, свесив руки, как обречённая. Он притягивает её, целует. Она остаётся неподвижной.
Он поднимает её, несёт к софе. Ложатся. Сергей часто исцеловывает её лицо. Начинает расстёгивать халат. Наташа совершенно покорна. Глядит куда-то в потолок. Вдруг звонит телефон.

СЕРГЕЙ
(нехотя поднимаясь)
Закон подлости. Надо отключать.
(берёт трубку)
Да.

ЖЕНСКИЙ ГОЛОС ИЗ ТРУБКИ
Добрый день. Это Сергей?

СЕРГЕЙ
Да. Здравствуйте...

ГОЛОС ИЗ ТРУБКИ
Здравствуй, Серёжа. Не узнал? Конечно. Мы же никогда по телефону не говорили.

СЕРГЕЙ
(с волнением)
Я понял. Подожди чуть-чуть.

Он взглядывает на Наташу, пробует успокоить её жестом. Но та, видя его напряжение, делается только мрачнее. Садится.

СЕРГЕЙ
(шёпотом - Наташе, прикрывая трубку)
Старые знакомые. Сейчас.

Он переходит на кухню, мягко затворяя дверь.

СЕРГЕЙ
(в голосе – горечь)
Куда ты пропала, Тамарочка?

ТАМАРА
Серёжа, не говори больше таким тоном. Без того чувствую себя виноватой…


34. ИНТ. НОВАЯ КВАРТИРА ТАМАРЫ. ДЕНЬ.
Тамара говорит по телефону тоже на кухне, а заодно жарит яичницу. Дом её только что сдан, не обжит. Стены кухни выкрашены салатового цвета краской. Старый стол, полка. Обстановка очень скромная.

ТАМАРА
Кстати, я о тебе знаю всё, а ты обо мне – ничего. Есть, в чём объясниться. Только ничего себе не надумывай. Можешь как-нибудь подъехать?.. Сегодня? А это никому не помешает?.. Ладно. Мне всё равно сегодня на работу надо зайти. Записывай, как доехать…


35. ИНТ. КВАРТИРА СЕРГЕЯ. ДЕНЬ.
Наташа сидит на диване. Как-то механически разглаживает ладонями полы халата на коленках.
Из кухни выходит Сергей, кладёт трубку на базу. Старается говорить бодро, но вины в голосе всё-таки не скрыть.

СЕРГЕЙ
(пытаясь бодриться)
Тысячу лет не звонили – и вдруг срочное дело. Чем на неделе время искать, проще сейчас на пару часов смотаться. Туда и обратно. Ты очень обидишься?

НАТАША
(поднимаясь)
Надо – поезжай. Я всё понимаю, Серёжа. Хочу, чтобы ты знал: ты вправе считать себя свободным. Обидно, когда люди вынуждены давить в себе что-то очень важное. Ведь это я допустила ошибку. Это я выбирала - не ты.
(выговаривая, она с горечью наблюдает, как он несколько суетливо одевается)

На её последних словах пальцы Сергея замирают на пуговице рубашки. Они смотрят друг на друга прямо. Он отводит взгляд.
Подходит, садится рядом.

СЕРГЕЙ
Мне, правда, очень надо определить кое-что ради нашего будущего. Одно могу сразу обещать: обмана между нами не будет.


36. ИНТ. ОДНОКОМНАТНАЯ КВАРТИРА ТАМАРЫ. ДЕНЬ.
Тамара разрезает на кусочки яичницу в тарелке. Добавляет кружочки колбасы, крошит петрушку. Кладёт детскую вилку и ломтик белого хлеба.
Переходит в комнату. Настя возится на полу с игрушками. Полкомнаты заставлено нераспакованными коробками, тючками. Поверх них наброшена всякая одежда. Обои кое-где наклеены косовато. Широкая постель, шкаф, тумба, стеллаж с книгами, в основном – детскими.

ТАМАРА
Настя, пойдем кушать. А то мне уходить.

НАСТЯ
Я не хочу, мамочка. Я – потом.

ТАМАРА
(поднимая её за руку)
Потом уже другое надо будет есть.

Она ведёт девочку на кухню, усаживает за стол. Наблюдает, как та начинает копаться вилкой в тарелке.

НАСТЯ
Мамочка, ты скоро придёшь?

ТАМАРА
Конечно, скоро. Как стемнеет, я сразу дома буду.

Тамара переходит в комнату, скидывает халат, открывает дверцу шкафа с зеркалом, начинает одеваться. И разговора не прекращает.

ТАМАРА
Покушаешь – вымой тарелку и садись писать слоги. Вернусь – проверю.

НАСТЯ
Мам, а скучно станет, я у окна сяду. Можно? Буду на твой домик смотреть, а ты мне как будто сказки будешь оттуда рассказывать. Про аленький цветочек. Я её всю помню, а думать буду, что это ты рассказываешь.

ТАМАРА
Ты хорошо придумала. Головка работает. Интересно, кто из тебя получится?
(улыбается)
Только, никогда без меня не пугайся. Мама всегда рядом, даже когда на работе. В случае чего – телефон. И так просто звони. Не скучай.

Тамара говорит, словно поёт. В облике её ничего уже нет от манекенщицы. Движения спокойные, бытовые. И во всей квартире ничто не напоминает о прошлом: ни единая вещь, ни единая деталь. Типичное новоселье матери-одиночки.
Наконец, оделась. Накидывает в прихожей тот самый лайковый плащ, потерявший блеск новизны, но ставший более похожим на дорогую кожу. Отмыкает входную дверь.


37. ЭКСТ. УЛИЦА МИКРОРАЙОНА. ДЕНЬ.
Тихо звучит мелодия романса. Сергей выходит из автобуса. Вокруг – «башни», полузаселённые дома-новостройки. Глинистая грязь, припорошенная сероватым снегом. Даже на мостовой просторной улицы – слой жидкой грязи, толщиной в два пальца.
Сергей озирается. К домам от остановки проложены деревянные мостки, тоже грязные, скользкие. Редкие жители проходят в резиновых сапогах, с пакетами. Кое у кого в руке – сапожки или ботинки. Пейзаж странный, не по-московски опустошённый.
Наконец, Сергей замечает посреди одного из дворов бетонный, с окнами-витринами, кубик. На фронтоне надпись: «Библиотека». Сергей ступает на мостки, ведущие к ней.


38. ЭКСТ. У БИБЛИОТЕКИ. ДЕНЬ.
Сергей – у стеклянной двери. На лице – уже ничем не сдержанное волнение. Жмёт на кнопку звонка.
Дверь открывает Тамара. Он жадно всматривается. Она – в простом и плотном свитере, в голубых джинсах. Лицо без подкраски. Кожа стала несколько грубее. Сама Тамара – без всякого напряжения, совершенно естественная. Улыбается чисто, без игры чувств.
Восторг Сергея гаснет. Он прижимается виском к дюралевой окантовке косяка. Мелодия романса умолкает.

СЕРГЕЙ
(как выдыхает)
Тамарочка…

ТАМАРА
(тепло)
Ты быстро доехал. Входи же.


39. ИНТ. БИБЛИОТЕКА. ДЕНЬ.
Тамара ведёт Сергея полупустым залом. Стеллажи почти все установлены, но книг ещё мало. Часть их стопами лежит на полу. Всюду налёт пыли.

СЕРГЕЙ
(не отрывая от неё взгляда)
Ты очень изменилась - другая. А я всё прежнюю представлял.

ТАМАРА
(с лёгкой улыбкой)
Ты меня настоящую не знал. Я и сама себя забыла. А теперь возвращаюсь.
(поводит рукой на книги)
Теперь я здесь хозяйка.

СЕРГЕЙ
(с горечью)
Ну что же ты не звонила? Исчезла. Адреса нет. Телефона нет. Везде искал. Нигде тебя не было.

ТАМАРА
(спокойно, будто не слыша его)
Помоги Тургенева на полку устроить. У Николая, кстати, мой номер был.

Сергей смотрит недоумённо. Затем они присаживаются на корточки перед стопами книг на полу. Разбирают и складывают по томам собрание сочинений. Тамара протирает книги губкой.
В работе руки их соприкасаются. Сергей берет её ладонь – на безымянном пальце обручального кольца нет. Берет другую ладонь, рассматривает обе – кольца нет вообще. Вопросительно глядит на неё. Тянется поцеловать руки. Она мягко высвобождает их.

ТАМАРА
(сдержанно)
Я видала из окна, как ты на листьях сидел. Выскочила, а участковый сказал – ты уехал. Он-то мне и помог развод до конца довести.
(они ставят тома на полку)

СЕРГЕЙ
(горько)
И не позвонила…

ТАМАРА
Чаю попьём?

СЕРГЕЙ
Конечно…

Тамара уходит в дальний конец зала, а Сергей медленно двигается вдоль полок, рассматривает корешки книг. Но больше наблюдает сквозь пустоты в стеллажах за Тамарой, которая склоняется над тумбочкой, что-то достает. В лице его – томление.

СЕРГЕЙ
Тамара, а ведь ты теперь на копейках сидишь. Как же ты живёшь?

ТАМАРА
(спокойным, даже - весёлым, тоном)
Я неприхотливая. Кое-что – от алиментов. Раз в три месяца родители перевод небольшой шлют. Квартплата с коммунальными – льготная. Библиотеку укомплектую – заведующей на полную ставку оформят. Живу, как живётся. Об этом совсем не думаю. Главное – свободная. А необходимое как-то само приходит.

Она выставляет на столик обычные фаянсовые бокалы, заварник, пачку рафинада, пакет с пряниками. Включает в розетку вилку электрочайника. Тот начинает гудеть с нарастанием. А Тамара засыпает заварку, добавляет травы: душицу со зверобоем.


40. ИНТ. БИБЛИОТЕКА. РАННИЕ СУМЕРКИ.
Сергей и Тамара сидят в полусвете за столиком. В бокалах дымится чай. За стёклами, в домах напротив кое-где вспыхивают светом окна.

ТАМАРА
(задумчиво)
Я несколько раз звонить начинала. Накатит - схвачу, набираю… И брошу. Опоздала. Почему? Много всего сошлось не так.

Сергей молчит, свесив голову.

ТАМАРА
Ну что ты опять молчишь? Постарайся не тосковать.

СЕРГЕЙ
(потупленно)
Стараюсь. Расскажи о себе ещё. Хочется тебя слушать.

ТАМАРА
Ну не могла я тебя втягивать! Может, всё бы тогда обошлось. Но всё равно – нечестно. Для меня - нечестно. Я к людям по-своему отношусь… А там – переезды, двойной обмен, чтоб не нашли нас. До сих пор на тюках сижу. Истратилась. Только телефон поставила. И дочке надо хоть годик со мной вдвоём пожить. А когда позвонила Коле о тебе что-нибудь услыхать, он сказал… Хорошо, что нашлась женщина о тебе заботиться. Ты не из тех, кто один может жить… И почувствовала – как раз самое время звонить.

Сергей смотрит удивлённо.

ТАМАРА
Я знала – будет больно. Но эта встреча необходима.

СЕРГЕЙ
(долго глядя на неё)
Да, я понимаю. Всё безнадёжно… Да, совсем забыл.

Он расстёгивает молнию на куртке, достаёт журнал. Раскрывает на странице с заглавием рассказа «Сибирячка», протягивает ей.
Она принимает, всматривается.


41. ИНТ. КВАРТИРА СЕРГЕЯ. ВЕЧЕР.
Наташа в полутьме бродит по комнате. На полу – открытая большая сумка. Она собирает в неё некоторые свои вещи. Достаёт из шкафа платье, аккуратно складывает. Берёт с полки журнал, бросает в сумку. Подходит к окну, прижимается лбом к стеклу. В глазах – слёзы.

ГОЛОС СЕРГЕЯ
(начало - на портрете Наташи через стекло)
«Она была женщиной редкой, чистой красоты – той красоты, которую не в силах исказить самые трудные обстоятельства жизни. Мужчина с неиспорченным чувством прекрасного навсегда сохранит в памяти это обаяние. И ещё – характер её был в полном согласии с природным умом. А подобное сочетание готово пробудить уже самое глубокое чувство, на какое только способна мужская натура».


42. ИНТ. БИБЛИОТЕКА. ВЕЧЕР.
Тамара (на завершении чтения) отрывает глаза от страницы, в строгой задумчивости смотрит на Сергея.

СЕРГЕЙ
(скованно)
Автор обычно подписывает. Но у меня рука не поднимается. Ведь это ты рассказ подарила.

Тамара уходит вглубь зала. Возвращается с таким же номером. У рабочего стола включает лампу. Пишет что-то на странице рассказа. Подаёт Сергею.

ТАМАРА
Сейчас не читай. Дома. И я дома прочту.
(забирает номер, что принёс Сергей)
Всё, Сережа, пора мне. Проводи.


43. ЭКСТ. У БИБЛИОТЕКИ. ВЕЧЕР.
Вдоль пустынного шоссе – мерный ряд светящихся голубовато фонарей. Столбы будто в бесконечность уходят. А вокруг – необжитость. Дома ещё мертвы, хотя в части окон – свет.
Тамара запирает дверь библиотеки. Берёт Сергея под руку. Они медленно идут по мосткам в сторону домов.


44. ЭКСТ. У ДОМА ТАМАРЫ. ВЕЧЕР.
На их пути впереди - компания парней лет по восемнадцати. Сергей напрягается.

ТАМАРА
Спокойно. Сейчас увидишь. Меня здесь почему-то уважают. Почему – не пойму.

Они равняются с парнями. Те, разглядывая Тамару, здороваются. Расступаются.
Двое неспешно проходят.

СЕРГЕЙ
Вспоминая себя, могу ответить за них. Тут понимать нечего. Ты здесь – первая красавица. А это как легенда.

ТАМАРА
(улыбнувшись)
Видишь, как всё у вас, оказывается, просто. А помнишь, у Достоевского: красота – страшная сила. Её тяжело вынести, Серёжа. Да и с лица воды не пить.

Они останавливаются у подъезда.

Сергей
(горько, с последней надеждой)
Неужели, всё? Не верится. Как сон... Я бы сумел тебя сберечь.

ТАМАРА
Всё, Серёженька. Вон - мои окна. Вон, где Настя.
(в окне четвёртого этажа – силуэт девочки, глядящей вниз, на них)
Мы живём как две подружки. Мужчин я не вожу. Замуж не хочу. И, наверное, никогда не захочу.
(смотрит грустно в глаза, опускает вдруг ладони ему на плечи)
А если честно – я очень жалею, что ушла тогда из мастерской не с тобой. И эта незавершённость мучила. Мы думали друг о друге. Это необходимо завершить.


45. ИНТ. КВАРТИРА ТАМАРЫ. ВЕЧЕР.
Настя смотрит, как мать целует мужчину в щёку, как она заходит в подъезд.
Девочка соскакивает с подоконника, спешит к двери.


46. ИНТ. ЛЕСТНИЧНАЯ КЛЕТКА.
Тамара, печальная, выходит из лифта. Отпирает дверь. На пороге – босая Настя. Испуганно смотрит на мать. Тамара опускается на корточки, всматривается в глаза дочке.

НАСТЯ
Мамочка, ты одна? Никто не придёт?

ТАМАРА
Конечно, нет. Не беспокойся.

Девочка крепко обнимает мать. Та поднимает её, вносит в прихожую. Захлопывает дверь.


47. ИНТ. КОМНАТА ТАМАРЫ.
Мать с дочкой лежат на постели. Тамара беседует с ней, но всё же эта беседа больше для себя.

ТАМАРА
Мы с тобой долго-долго вдвоём жить будем. Интересно, какой твоя жизнь получится? Хочется, чтобы по душе, чтобы как само собой складывалось, чтобы своё счастье сразу понять…
(на глаза вдруг наворачиваются слёзы)


48. ЭКСТ. У ДОМА СЕРГЕЯ. ВЕЧЕР.
Сергей медленно переходит улицу. С тротуара смотрит на свои тёмные окна. Спешит, рывком распахивает дверь подъезда.


49. ИНТ. КВАРТИРА СЕРГЕЯ.
Он отпирает дверь, входит в тёмную прихожую. Не разуваясь, в куртке, проходит в комнату. Видит на полу сумку с номером журнала поверх вещей.

СЕРГЕЙ
(тревожно)
Наташа?!

НАТАША
(стоя в чёрном проёме двери)
Ты что, не заметил меня?

Сергей устало садится на софу. Отирает лицо ладонями, будто умывается.

НАТАША
(спокойно)
Иди кофе выпей. Я бутерброды приготовила.

Он разувается, раздевается в прихожей. В ванной ополаскивает лицо, руки. Входит с журналом на кухню.

СЕРГЕЙ
(садится, подперев голову, напротив жены)
Всё, Наташа. Теперь – всё. Это серьёзное испытание. Может, к лучшему, что сразу. Может, крепче будет. Если простишь… Прочти.

Кладёт перед ней раскрытый журнал.

НАТАША
(читает)
«Ты сумел помочь мне даже издалека в самое тяжёлое время. Я бесконечно благодарна тебе. Вы обязаны быть счастливы. Сибирячка».

Наташа глубоко задумывается. Он смотрит на неё, с налётом вины в лице, ждёт.


В ЗТМ.


КОНЕЦ

2007 г.
Категория: Сибирячка | Добавил: defaultNick (04.10.2012)
Просмотров: 928 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]