Пятница, 19.04.2024, 16:26 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Библиотека

Главная » Статьи » Драматургия » Роль

Роль. Часть 3.
Они лежат на постели плечом к плечу: одетые, но под простынёю. Она щекой прижалась к его плечу. Ладонь у него на груди. Глаза у обоих закрыты.
- Жаль, разные мы, - голос его горек. – Вы деловых признаёте. Я - слабак путаный. Такими управлять надо. Идейности, интересы, программы. Что сердце? Человечишко рядовой? Мусор. Попользовался – бросил.
- Может, нам ребёночка попробовать родить?

Снова Вера – на кухне, ждёт. Жмётся в углу на табуретке.
Из комнаты, где идут съёмки, выбирается Сергей. Привалившись плечом к косяку, долго смотрит на Веру, смотрит ласково и задумчиво.
Она чувствует взгляд. Отвечает. Устало улыбается.
- Вера?! – и вновь она сосредоточена. Спешит к камере.

В комнате трое. Посередине на стуле - отец: тяжеловато-значительный, прикопчёный черноватым дальневосточным загаром. Не глядя на неё, вытаскивает из кармана, кладет на стол сложенные листки.
Лицо сына напрягается.
- Из-за вас, значит, в рифмоплётство ударился? – отец оценивающе окидывает её.
Та хмурится. Вопросительно смотрит на друга.
- Мать до сих пор дома волчицей воет. Не советую, девушка, к ней соваться. Я приехал, так она меня всего переела.
Та как-то убито шагает к двери.
- Погодите. Не обижайтесь. Я главного не сказал, - оборачивается тот к сыну. – Вот что, чадо. Стишата горькие, искренние. Но больше склонности к прозе, не к поэзии. Талант виден. Пользоваться не умеешь. А теперь слушай совет: если хочешь осуществить жизнь, а не кончить пьянством в кустах – пиши. Наброски, этюды, рассказики. Девушка? Знаете, каково с писарчуком жить? Терпение немыслимое, помощь во всём и смирение. Надо всю себя тоже этому отдать. Глядите – он уже неврастеник. А писать начнёт, вовсе на потолок полезет. И ничто житейское не мило. Измучит фантазиями, бессонницами. Бред понесёт против здравого-то смысла. Хватит силенок? – испытующе-смешливо смотрит из-под выгоревших ресниц.
Та краем губ растерянно пытается улыбнуться.
- Вот, прикиньте: работу прогуливает, а ему статья приготовлена. С ней даже в дворники не возьмут. Что делать намереваетесь? – он оглядывает стоящих на ярком дневном свету потупленных молодых. – Ладно, документы отобью чистыми. Лауреатская с собой. На «Мосфильме» договорюсь с парнями. Оформят в постановочный. Будешь пару лет с группами ездить, декорации строить. И писать. Набьёшь руку – в институт поступишь. Уверен. А там - работай от души. Но не конъюнктурь. Иначе в слизь превратишься. Не такие превращались. Определяйтесь, молодые люди, - он поднялся.

Снова они одни.
- Ну, что делать намерен? – вкрадчиво интересуется она.
- Ты же слышала.
- Почему о стихах не говорил?
- Не успел. Я в них ушёл, когда ты меня бросила. Но о таком, что он сказал, даже думать боялся. Но ему верю. Фу, тяжесть свалилась, - и он, закинув руки за голову, мечтательно засматривается в окно, в белый свет дневной.
- Опять где-то болтаться? А как же наш план?
- Ты же знаешь, как литературу люблю. Это такая вселенная! Даже если ты меня совсем бросишь, одиноким не останусь.
В лице той – потерянность, потрясение.
Он оборачивается:
- Что ты? Ты не так поняла!
Но она уже спешит к двери:
- Всё я поняла.

Поздним вечером Вера лежала ничком на своём диване. Она не пошевелилась, даже когда Дима тронул её за руку, погладил по спине. Затем укрыл пледом и потушил свет. А из-за стенки слышались далёкие щелчки пишущей машинки и ещё откуда-то дальше – неясный женский голос с патетическими интонациями.

Сергей валялся на софе прямо в одежде. Валялся мрачный. На звук отпираемой двери лишь приподнял голову.
Вошла Татьяна с пакетом.
- Ты уже как домой приходишь, - буркнул тот.
- Тебе это неприятно? - вскинула Таня бровь.
- Скорее, наоборот.
- Слава Богу! Я-то подумала – прогнать уже решил из-за того. Не сомневайся. Это всего минутная слабость.
- Нет, что ты. Прости, если обидел.
- Что же психуешь? Со съёмками связался? Оба знаем, как в нашем прошлом копаться. Да, не живётся смирно. Какой-то клуб любителей аутодафе!
- Нет. Просто, много всего сразу. Ещё роман застрял. Денег нет.
- Отнеси в другое место. Шевелись. Ты мужчина энергичный, а загоняешь себя в «обломовы»! – Таня всё оживлялась и оживлялась, хотела свою бодрость ему перелить.
- Не поможет. Везде - то же. Новая диктатура жирует - масскульт. Приучают вне серьёзного жить. Придётся вольным художником дальше в стол писать. А душу рвёт – отклика нет.
- Зато, роскошь – вольный художник. Ни к чему не принуждают. Не желаешь на рынок работать - жди часа, терпи, смиряй самолюбие и чаще улыбайся. За это и выпьем! – она выставила из пакета на столик небольшую бутылку «Абсолюта», сок и грейпфруты.
Сергей вынужденно поднялся.
- Эх, Таня! За что пить? Чего ждать? Мой материк отчалил, а я на голой скале. Кому всё нужно? Но о смирении ты права. Это из христианства. Спасибо, напомнила. Ты не тайная христианка?
- Давай без этого, - оборвала Таня.
- Прости, прости. В этом тоже права. Не думай, не шутил. Получилось так. А думал… Часто замечал, как люди, вроде бы без веры, а поступят по Христову. Но сами не догадываются. Правду святые говорят: «Душа по природе христианка. Всегда будет к Свету тянуться». На это одно надеюсь. А это как раз не выгодно. Ещё правды захотят! Вот и глушат всеми химерами цивилизации. А я тоскую. Бывает, поговорить не с кем.
- Об этом уже говорили. Вопрос прежний: почему же ты один, если поговорить не с кем? Нет, я не об идеальных отговорках. Я опять о простой жизни, - за время их разговора она успела достать рюмки, очистить плоды, открыть сок и водку. – И прошлое, если честно, давить вечно не может. Да, бывает – никто обожаемый не подвернётся. Тогда люди просто сходятся, друг другу жить помогают. И тоже неплохо получается. Ну неужели за десять лет никто сердца не тронул?
- Не очень-то искал.
- А этого разве ищут? Само случается, как у нас когда-то.
- Да, правда, - Сергей сосредоточился. – Было разок. Перетряхнуло. На съёмках в Ярославле. Осень глубокая как сейчас. Спустились в ресторан гостиничный. Рядом трое молоденьких сидели. Пригласили. Преподавательницами оказались местного «политеха». И вот одна: хорошенькая, бледная, глаза синие грустные, - смотрит и смотрит. До сердца достаёт! Филологом оказалась. Давай выпьем, - без паузы перескочил он. Видно было - непросто ему вспоминать: - За нас, Таня. И за всех любителей аутодафе.
«Опрокинул» рюмку:
- Водка мягкая, неподдельная, в дорогом магазине купленная… Вышли провожать, - он налил вновь и теперь покручивал рюмку на просвет, любовался гранями.
Она перекрыла глаза Тани. Черты лица как бы сдвинулись, изменились:
- Да, ты права. Так проще, - Сергей высказал тихо и вновь засмотрелся сквозь рюмку.

Свет потускнел до полутьмы. Лишь глаза лучились. И голоса памяти издалёка:
- Я нарочно отстала. Наедине сказать хочу. Я тебя понимаю. Ты хороший. Не тоскуй и не выпивай так. Другое лечит. Тебя любить надо.
- Спасибо. Ты замечательная.
- Сама с тем хожу. Потому, понимаю. А теперь возвращайся.
- Я провожу.
- Стоит ли? Встреться позже, полюбила б тебя – обо всём бы забыл. Но у тебя ещё, вижу, свежо. Боюсь, не станем теми незаменимыми, что к лучшему ведёт. Но ты обязательно найди ту, что звать не надо, а сама пойдёт, - и сияющие глаза потухли, свет переменился на прежний.

Сергей вздохнул:
- Да, встретились двое книжных, - выпил и, вывернув шею, засмотрелся в окно, в низкое свинцово-облачное небо.
- Ну, и?.. – напряжённо спросила Таня.
- Больше не встречались.
- Дурак, - обиженно вырвалось у той. Она отняла кулачки, опершись о которые, слушала - отняла как уронила: - Так легко упустил единственный, может, шанс встретить настоящую! Она всю себя открыла! Поступка ждала! Ты же должен понимать: шлюшонки, простушечки так раскрыться не способны! – в Тане будто личная обида бурлила.
- Да, случаются тонкие встречи. А ты как всегда не готов. Мог бы найти, но понял – поздно. Дал уйти - это стало ответом. Да ещё ты близкой была, - и он снова налил и выпил.
- Ты, действительно, Серёжа, странный, - его настроение передалось ей. Она разочарованно вглядывалась в его профиль. И ещё жалость прибавилась – слишком усталым он выглядел: - И я уже с тобой странной становлюсь. Мне твоё отношение льстить должно, а мне горько. Ведь ты о ней до сих пор жалеешь. Я в романе твоём копалась и увидела: ты не столько меня описываешь. Скорее, своё отношение. В жизни всё жёстче было. Я пыталась тебя утвердить для нашего будущего. А что вышло? Как ты себя вёл? И через что я прошла? Нет, я раньше просто любила, как умела. И только теперь пытаюсь тебя понять. И что вижу? По женщине тоскуешь. Всегда тосковал. Но по женщине какого-то склада особого. Таких, может, не существует?
- Может быть.
- Но тебе бы очень хотелось. А женщина способна приобретать черты, какие хочет видеть любимый. Так что же ты ищешь?

Вера, кутаясь в сложенный вдвое плед, стояла у окна безлюдной кухни и безотрывно глядела в свинцово-облачное небо.
В гулкой тишине заслышался лязг отпираемого замка.
Она вздрогнула, обернулась. Устремилась в коридор:
- Наконец-то!
Дмитрий удивлённо поглядел:
- Что-то случилось?
- Нет.
- Ты кого-то ждала?
- Да, конечно.
- Кто-то должен прийти?
- Нет.
- Неужели, меня?
- А что удивительного? Тебя давно не было, - она проговорила это уже нарочито буднично.
- Вера, ау-у? Я уходил на два часа. Предупреждал – попроще. Не прилипай. Была бы ещё роль – «супер»! А тут? Уже тошнит от шаромыжности. Понимаю: когда выбирать не из чего, всё будет нравиться, - он уже входил в комнату.
- Дима? Ответь? – спросила она в спину. – Почему мы живём как подмороженные? Не радуемся мелочам? Никуда не движемся?
- Зато вечно бегаем, - ответил тот через плечо несколько иронично.
- Вдвоём это было удобно.
Дима присмотрелся внимательно. Вера глаз не увела.
- Давай перекусим чего-нибудь. Ты, кажется, забыла: скоро съёмки.

Аппаратуру разместили у площадки высокого здания гостиницы. Недовольного Диму в потёртой куртке и трикотажной шапке поставили перед ступенями лестницы. На его физиономии явно пропечатывалась брезгливость, которую он тем не менее умел прятать при камере.
Вера же должна была выбегать из здания вниз к другу.

Пока техническая группа выверяла свои разнообразные параметры, Сергей тихонько беседовал с Виктором:
- Держи, Витя, его как следует! Никакой злости, самолюбия. Одна горечь и нежность. Ломай в этих штампах: меня обидели – я разозлился, меня приласкали – простил. Не о том кино.
- Зато он техничней, ровней. А эта слишком пульсирует. Увидишь, как трудно будет складывать.
- А на самолюбии они разодраться должны. Не та логика. Слушай, а может быть, он сознательно себя круче заявляет? Животненькое в моде. И меня он не слушает.
- А я предупреждал – актёрствовать начнут. Лучше на площадке сразу условия ставить. Эти нынешние об «имидже» своём в первую очередь колотятся.
- Понять можно. Жизнь собачья. Вечно гонит куда-то продираться.
- Чего это ты оправдывать взялся? Нам стенки пробивать легче?
- Никого я не оправдываю, не сужу. Это не наши полномочия. Нам бы правду понять.
- Ну-ну, - подозрительно, с прищуром, глянул режиссер. – Заговариваться стал. Не женский род, случаем, попутал? – хитро улыбнулся. - Подумай пока, - и крепкий, внушительный, направился к Диме.

Неподалеку от Сергея у тротуара мягко затормозила синяя «Шкода». На асфальт ступила Таня.
- Зачем? – Сергей подошёл, изрядно нервничая.
- Любопытно, - она не понимала ситуации, улыбалась рассеянно.
- Только, умоляю: не привлекай внимания. Зайди за машину. И так все на нервах. Не дай Бог, она увидит!
Но Вера, конечно же, увидела. Посмотрела своим скользящим взглядом, и лицо Сергея застыло.

На площадке, наконец, подали команды. Дмитрий, свесив голову, взялся уныло расхаживать взад-вперед.
Дали отмашку Вере. Та, видная, стройная и притягательная молодой красотой и уверенностью в своём обаянии, спорхнула со ступеней. В ней будто особая лёгкость вдруг появилась. А еще, она пластикой действительно напоминала Таню.

Пока она подходила, парень заметил, как из-за стеклянной двери вестибюля за ними следит крупный зрелый мужчина в костюме при галстуке и плаще нараспашку.

Молодая женщина медленно, ступая «строчечкой», подошла к другу. Ищуще всмотрелась в его омертвелые глаза. Проследив интерес, пояснила равнодушно:
- Гэбэшник. Интуристов пасёт и меня заодно. Принёс?
Он вытащил из-под куртки три толстые тетради, подал:
- Так и думал. Забирай свой предлог, - голос звучал безжизненно. – Да, любопытно себя дураком ощущать. Ведь знает о нас?
- Догадывается, - косо, углом губ усмехнулась она.
- Что знает?
- С него достаточно.
- Зачем говорила? Это только наше.
- А разве честно такое скрывать? – она подержала на ладони тетрадки, будто взвешивая прожитое с ним.
И вдруг порывом поцеловала в щёку.
- Не надо, - невольно дёрнулся он. – Мне же больно.
В ответ она снова всмотрелась в глаза, словно желая напитаться его тоской. Обожгла взглядом. С силой поцеловала уже в обветренные губы. Провела пальцами по его не слишком чистым волосам, открыла высокий лоб, сожалея улыбнулась:
- Прости. За всё прости, - уткнулась лицом в его воротник. – Постарайся найти счастье.

А тот дородный, хорошо кормленный, отвернулся и исчез в вестибюле.

Татьяна просмотрела сцену напряжённо. Вера же, отыграв, свела с ней взгляды. И вот они всматривались: Татьяна – ревниво, Вера – вызывающе.
Наконец, Татьяна заговорила. А Вера, как перед тем Дмитрий, угрюмо заходила взад-вперёд по площадке. Вскоре её подозвали к камере снять укрупнения, но затем она продолжила своё фланирование уже с засунутыми в карманы руками и накинутым капюшоном – она после крупных планов успела переодеть верхнее. В сторону Сергея и Татьяны усиливалась не смотреть.

А меж теми разворачивался разговор невесёлый. Татьяна делалась всё печальней:
- Да, я права. Это просто роль для твоей девочки. А я тебя не целовала. И расставаться было не жаль. Опять смягчил. Не делай меня другой. Жаль было не тебя, а только несостоявшегося. Поэтому, после звала. Помнишь?
- Ещё бы!
- Пыталась и с этой последней жалостью разделаться. Вот так-то, Серёжечка! – в голосе опять скользнула циническая злость, которая в последнее время, казалось, оставила её.
- Ты не права. Пойми: человек судит себя, чувствует негодным. А близкий в это время видит в нём высокое. Правда из этого вырастает.
- Брось идеальничать, Серёга, - оборвала она жёсткой усмешкой. – Помнишь: «Не отрекаются, любя»? Ну, а я попробовала. Могло бы, наверное, и по-твоему быть, но только не со мной.

Сергей не смог ответить – к ним подскочил с дежурной улыбкой Дмитрий:
- Извините, - лучился представляемым обаянием. – Сергей Владимирович, можно к вашей даме обратиться? Дмитрий, - кивнул Тане. – Вы случайно – не в сторону центра? На прогон опаздываю, - просительно прижал пятерню к груди.
Таня помолчала холодно. Тоскливо посмотрела на Сергея.
- Садитесь сзади, молодой человек.
Сергей только проводил глазами «Шкоду».
Когда же повернулся, площадка была пуста. Одна Вера всё так же медленно расхаживала.

Ранними сумерками они бродили в Пречистенских переулках. Вера оставалась скованной. Взгляд острый, упорный в какой-то навязавшейся мысли. И даже - с угрюмостью.
Сергей сбоку осторожно посматривал ей в лицо:
- Вера. Не пугай. Последняя съёмка будет трудной.
- Я в порядке. Это, так. Отдохну – пройдёт.
- Может быть, лучше домой проводить?
Она отрицательно повела головой:
- Погуляю. Старая Москва помогает.
- Любишь?
- Да, конечно, - она удивилась такой для себя очевидности.
- Где росла?
- На Полянке. Рядышком.
- Здорово. А я – у Алёшинских. Я сразу заметил: у тебя говор московский, мягкий, правильный.
Она чуть улыбнулась:
- У меня ещё мама – педагог.
- Повезло. Успела, значит, захватить… Ну-ка, чуть спустимся. Покажу, - и они вышли через двор в один из переулков.

Они стояли у особнячка начала девятнадцатого века, обнесённого забором с совсем низкой, вросшей в асфальт калиткой.
- Представляешь – с допожарной Москвы. Внутри тоже не тронут, с антресолью. А гобелены к стенам приросли, под пальцами ползут. А там домик стоял деревянный махонькой, где Булгаков недолго со второй женой жил. Он тогда своего Мастера задумывать начинал. А куда окна его выходили? - и Сергей указал на полукруглое окно особнячка. – Вот откуда Маргарита летела рукопись любимого спасать. Отсюда вышла, из нашей вековечной Москвы…
Вера как зачарованная смотрела на полукруглое чёрное окно.
- Это предание семейное мне старик-хозяин открыл. А я вот - тебе, - они уже тронулись вниз к Остоженке, к стене Зачатьевского монастыря.

- Зачем она приезжала? – неожиданно резко спросила Вера.
- Так, любопытство, - Сергей удивился этой резкости.
- Нет. Она ревнует к вашей работе.
- Зачем? Ты ошибаешься, - Сергей старался отвечать мягче.
- Нет, - выражение глаз и рта Веры сделались как у обиженной и уверенной в своей правоте девочки. – Значит, опять вернулась… Скажите, я на ваш взгляд всё верно делаю?
- Настолько, что появились лично твои, особенные краски.
- Это оттого, что её ненавижу. Конечно, вы сколько хотите прощайте. А я не обязана. Она столько горя принесла! – в голосе Веры вдруг засквозила действительная боль. – Но самое ужасное – я ей завидую…
Она открыто-ищуще всмотрелась в его глаза:
– И Димка ещё! Чем-то ей близок. Четыре года… Тоже по-своему помогает, заботится, работу находит. Любовь даже была, - сожалеюще улыбнулась сама для себя. - А теперь съёмки завершаются, а меня в прежнюю не втиснуть. Я режиссёра упросила финал у меня на Полянке снимать. Её квартира из романа показалась похожей. И мне легче. Придёте?
- Безусловно. Только, Вера, ты пугаешь своим настроением. Тяжело чувствовать себя виноватым.
- Сама боюсь. Что-то неизвестное. Дважды роман читала. Сначала – в спешке. Недопоняла. Захотелось глубже… Тогда стало это находить. Стою на кухне, готовлю, а сама думаю: что-то Серёжечка долго не звонит? Тревожусь. Гляжу на телефон, на часы. Пора одеваться, к нему бежать. Хватаю плащ. А тут - Димка. И я на землю валюсь. Реветь хочется… А сяду за книжку - вдруг вспомню, как мы стихи читали. Он особенно Лонгфелло просил на английском. И так меня приподымает! Так затоскую по тому!
Они шли, часто всматриваясь друг в друга, будто каждый помощи искал. Шли в сторону Полянки, в сторону уже видного моста, и совсем не замечали прохожих. Но прохожие, наоборот, часто поглядывали на эту увлечённую, неравную по возрасту, парочку.
- Я это обдумывала, конечно. Отчего? Я понимаю – профессия. Но тут глубже. Тут со мной лично связано. Что-то очень личное. Даже одно место выучила, продумать. Можно почитать?
- Зачем спрашиваешь, - Сергей расчувствовался, выглядел едва не больным…
- «Что за сила, страсть? Переживание опасное и вместе чарующее. В страсти человек дарит себя без остатка другому, но взамен требует того же. Ведь только способность к самоотвержению может уравновешивать самолюбия, прощать изъяны натуры. Таков закон. Беда тому, кто, погружаясь в страсть, не способен сполна выразиться в другом. Лучше не начинать! Такой только накопит обиды и злости, что убьют оидеаленный образ любимого, и всегда тяжелее страдает от потери этой основы чувства. И расплатится покалеченной душой. А другому достанется хотя бы тайное утешение в той сполна отданной способности, рождающей сознание, что всё таки любил ты в полную душу, жил и не озлобился. Это утешение со временем покроет всю боль и тоску от несовершенной человеческой природы, тот тягостный выход из страсти, которая есть сильнейшее напряжение жизненных сил. И если смотреть из этого закона, многое житейски принятое потеряет видимость правоты. Страсть – богатейшая способность. А человеку необходимо, чтобы его сполна любили. И ждёт он, ищет в окружающем влекущих примеров. Тоскует без них. Только так он способен взбираться к высшему».

Эти слова отделились от них, зажили самостоятельно. Их слышали дома на старых улочках, слышали тёмные арки, ведущие к тайнам дворов. Их слышали церкви, череда поникших дерев. Слушала безлюдная набережная.

Эти слова слушали молчащие Сергей и Вера, облокотившиеся о парапет моста, глядящие вниз. Их слушала застывшая река. Слушали высокие звёзды над головами.

На этих словах смотрела Вера в окно вслед уходящему от подъезда Сергею. А лунный свет, текущий сквозь стекло, открывал в её лице что-то неожиданное, освобождённое от настроений времени, выявлял лик.

Сергей лежал, закрыв глаза, на своей софе лицом вверх…

Ярко высвеченный круг в центре зала с рядами кресел, оконечности которого уходят в темноту. Сергей стоит на свету. Из тьмы надвигается силуэтом женщина в длинном белом платье. Голос издалека:
- Я виновата за свою жизнь.
- Таня, - отзывается Сергей. – Я очень виноват перед тобой. Если б ты знала, как виноват! Ничего не сделал для тебя.
- Да, ты ничего не сделал. И передо мной ты не виноват, - в свет входит Вера со своими богатыми, вольно рассыпанными волосами. – И во мне ещё нет вины за тебя. Мы сами не знаем, кто мы друг другу, - она вплотную подходит к Сергею.
- Стоит ли пытаться понять? – голос Сергея грустен, устал. Губы в разговоре сомкнуты. Сами голоса как бы сверху слышатся, над ними.
- Возьми на руки. Пусть - поздно. Пусть уже не принято. Всё равно хочу узнать, что это…
Она у него на руках. Лица близки. Взгляд Веры как бы укатывает к поднебесью.
- Я сам не уверен. Я повторю из Заболоцкого. Помнишь?
Она опускает веки. Он бережно целует её волосы. Звучит голос:
«Зацелована, околдована,
С ветром в поле когда-то обвенчана,
Вся ты словно в оковы закована,
Драгоценная моя женщина!

Не весёлая, не печальная,
Словно с тёмного неба сошедшая,
Ты и песнь моя обручальная,
И звезда моя сумасшедшая»…

Вера открывает глаза. Ночь. На щеках слёзы. Она лежит на узенькой подростковой софе. Комната – не их с Димой. Вера отирает тыльной стороной ладони лицо. Но её начинает трясти. Она резко отворачивается к стене, утыкается в подушку. Звука не слышно. Лишь плечо дрожит.

А за окном, в разрывах между домами, над мостом и рекой поднимается синевато-багровый низкий рассвет. И на крыше высокого дома крутится, крутится, холодно поблёскивая, металлическая эмблема концерна «Мерседес».

Утром Сергея поднял телефонный звонок.
- Серёга?! Спишь?! Гони на Полянку. Вера говорит – знаешь.

Встревоженный Сергей влетел в квартиру Веры. Пожилая мать, с лицом добрым, мягким, смущённо сидела в уголке гостиной и потерянно всем улыбалась. А снимали в соседней комнате. Из группы были самые необходимые. Сбоку от двери – камера. У порога – микрофонщик с «удочкой».

Сергей из-за спин старался разглядеть, что происходит. Там Вера медленно пятилась, увлекая за собой Дмитрия. Реплики доносились рвано, невнятно. Походило на ругань.
- Стоп! Стоп! Стоп! – заорал Виктор. – Всем на лестницу! Перекур! – и поворотил красное злое лицо в сторону Сергея.
- Что происходит? – тот был растерян.
- Не знаю, что происходит?! Предупреждал: не надорви Веру! Теперь они как кошка с собакой! Он своё тянет, она – своё! Ничего услышать не в состоянии!
- Погоди. Сам успокойся. Иначе отмену объявлять. В сцене ведущая - Вера. Как работает?
- Напряжённая до «колотуна». Всплесками.
- Ну правильно. Чего шумишь? Вспомни содержание. А он?
- Тоже взвинчивает. Получается скандал в коммуналке.
- Вот что, Витя: это домашние разборки. Вера у него не ночевала. Может быть, истерит, с роли нарочно сбивает? Мол, она без него ничто, а?
- Ты-то чего знаешь?
- Да провожал её вчера.
- С ума сошёл?! Важнейшую съёмку завалил! Сцены ревности спровоцировал!.. Девку, что ли, охмурил? – усмехнулся неожиданно Виктор.
- Брось, - поморщился тот. - Что отснять успел?
- Общие проходы. Его крупные, пока не разодрались. Она кричит: ну что ты смотришь на меня так, чурбак?! Я для тебя не женщина?! Виктор, найдите ему другую! – режиссёр, успокаиваясь, развеселился. – Молодец, девка!.. Нет. Она мне сейчас даже нравится.
- Вот что, Витя. Задвинь куда-нибудь на время этого Димку. Попробуем Веру успокоить, в роль вернуть. Её крупных не успел снять?
- Только на средних. Портретно теперь только по раздельности. Помрежку, что ли, этому чурбаку подставить? Она, вроде, симпатичная.
- А Вера? С Веры бы начать. С ней сложнее. Все устанут под конец.
- Погоди-ка, - Виктор вдруг с прищуром вгляделся в друга. – А ты на что? Ты заварил - ты расхлёбывай. Сможешь пройти с ней?
- Боязно, - Сергей, действительно, оробел. – Не зажмётся? Я всё таки – автор этой бодяги.
- Сейчас поговорю. Ты реплики-то помнишь? – спросил на ходу.
- Ещё бы!

Режиссёр вернулся с Верой. Та, увидав Сергея, жалковато улыбнулась. Они втроём вошли в комнату. Виктор, выпуская жар, открыл окно. А Сергей взял её нервные, с узлами суставов, пальцы, ободряюще пожал.
- Покажи своё, – улыбнулся, окидывая взглядом комнату. И Вера тоже стала оживать улыбкой.

Они начали с книжного шкафа. Сергей погладил томики: Блок, Есенин, Гумилёв, Ахматова, «Маленький принц», «Три товарища». Девчоночьи фотографии за стеклом. Наверху – гитара.
- На мой похож, - обрадовался Сергей.
- Я на актёрский поздновато пошла. В педагогическом на филологии училась. Мама очень хотела. Но не выдержала, сбежала. Даже с мамой разругалась. Из-за этого к Димке жить ушла, - она осторожненько промокнула рукавом лоб. Вера одета была уже по сцене: в ту самую клетчатую ковбойку и голубые джинсы.
Сергей оглядел её. Затем осмотрел комнату:
- Бутылки по форме не те, не старые, - это на журнальном столике красовались две бутылки «Рислинга», высокие бокалы, блюдо с фруктами и горящая массивная свеча тёмно-красного цвета.

Затем они очутились у девичьей узенькой софы. Сергей, посерьёзневший, задумчивый, поднял на Веру глаза.
- Что, так похоже? – полушепотом спросила она, пугаясь за него, сочувствуя.
- С интерьером угадала. Поведёшь. Виктор? – он вышел из комнаты.

Вошёл оператор, уселся за камеру. За ним появились режиссёр и Сергей в накинутой рубашке Дмитрия.
- Девочки, поправьте Веру, - скомандовал Виктор, повернулся к Сергею. – Если часть плеча или головы войдёт – не страшно. Главное, двигайся плавно, помни, где камера и не перекрывай её лица. Лучше даже чуть дальше держись… Так. Все – из комнаты. Свет установлен. С хлопушкой и фокусом я сам. Микрофонщик – из-за порога.
- Витя, помни: другой дубль не вытяну. С одной Верой будешь, - шепнул взволнованный Сергей. – Буду готов – знак подам. Вера, где стоим? Застегни вторую пуговицу. Она застёгнута была. Смотрим в глаза…
Они долго напитывались взглядом и он делался их единым. То серьёзнел, то проблёскивал симпатией, то туманился. А когда они к нему привыкли, стало открываться друг в друге глубинное. Сергей уже откровенно любовался ею и она это принимала. И хотелось принимать ещё. И вот во взгляде её выступило то жадно-ищущее, просящее и влекущее начало, то, что так затягивает в любви.
- Вера, Вера, - шепнул Сергей. – Вот он. Держи этот взгляд. Запомни его. Прибавь наше расставанье вопреки любви.
Она согласно прикрыла веки. А когда открыла, в глазах проступили ещё горечь, тоска и вспыхивающий огонь. Её, Веры, огонь. В глазах Татьяны этого не было.
Сергей, давая знак на камеру, пошевелил пальцами.

Она встречала будто сказочная дева-птица: с маняще-загадочной улыбкой в губах и бездонно-печальными, что провалы, глазами. На пороге тряхнула головой, всколыхнула волосы. Чуть отступила.
И открылось на столике угощение. Люстра была потушена. Оттого ярче мерцал огонь свечи, скользяще играл пятнами на стекле.
- Ну, художественно? – посмотрела она с вызовом.
Он, свесив руки, молчал.
- Не грусти, Серёжечка. Давай-ка выпьем. За мою и твою свободу! – в упор засмотрела. И никогда так не затягивал омут её глаз.
- Что с тобой? – еле выдавил он.
- Сначала – выпьем! – бодрилась та нарочито голосом.
- Да что это? – он, пугаясь, принял бокал.
- А это, миленький, мы должны пропить меня. Обычай такой, по-русски. И уже не мучиться. Ведь ты на моей свадьбе, - она высказала это ласково. И вдруг привела из стиха:
«Не отрекаются, любя.
Ведь жизнь кончается не завтра!
Я перестану ждать тебя,
А ты придёшь совсем внезапно».
И безнадёжно рассмеялась.
- А вся беда, Серёжечка, легко разгадывается. Просто, я перестала быть единственной, - в голосе открылось пережжённое горе. И в то же время – вызов оскорбившейся женщины при наигранной весёлости в лице.
Он захотел спросить, но она прикрыла ему губы ладонью:
- Поздно уже. Он до утра на дежурстве, а нам ещё надо отпраздновать эту чью-то свадьбу. Тс-с.., - прижала палец к губам. – Не переживай. Он заботливый, надёжный, - не понять было – издевается или всерьёз говорит. – Где-то в гостиной спрятан его коньяк. Мы его найдём… Ты не бойся. Налетит с проверкой – с третьего этажа спрыгнешь легко, - она вновь рассмеялась, вызывающе. И так же внезапно оборвала: - А теперь давай напьёмся! Пропей меня к лешему! Хочу поглядеть, как ты с удовольствием это сделаешь! – отбросила иронию и впервые в голосе зазвучало циническое. – Нет. Погоди. Позже. Хочу тебя трезвой напоследок приласкать, - она изо всех сил обняла его. Потянула к узкой софе. А вид такой, будто в гроб собралась.
- Не надо, - попробовал он высвободиться убито. – Это брачная уже.
- Дурачок, - улыбнулась она жалко. И вдруг вся нежность вернулась, нахлынула. И добавилось ещё что-то особо томящее, от обречённости: - Так дурачком и остался. И тем – дороже. Не брезгуй. Это моя девичья постелька. К ней никто, кроме тебя не прикоснётся. Это же моя комнатка. Ты…и не мечтал увидеть её. Какой же ты нежный, Серёжечка. А я загибаюсь. Приласкай. Обними крепче, - она опустилась с ним на постель.
Они легли тесно друг к другу. Поражённый Сергей едва слышно шепнул:
- Что ты делаешь, Вера? Не меняй реплики.
- Не могу сейчас её повторять, - так же шепотом ответила она. – После запишут, - и, опустив ему на щёку ладонь, коснулась мягкими губами - его. Заполнила весь мир своими хмелеющими глазами: – Не уходи. Когда уйдешь, я не знаю, что будет, - окончила реплику уже обычным голосом.

Стоял зимний морозный день. Солнце радовало своим укутанным в золотисто-белый пуховик ликом. По дорожке лесопарка прогуливались Сергей и Татьяна. Оба были грустны.
- Отчего раскис опять?
- Так, от всего понемножку. Съёмки завершились. Часть жизни отдана. Что дальше?
- Как та девочка отработала?
- На все сто и даже «с гаком». Нетипичной оказалась.
- Давно её не видел?
- Давно.
- Ясненько, - Таня старалась незаметно приглядываться к нему, будто что-то задумала, но до поры скрывала.

Они дошли под заснеженными деревьями до той сосны, у которой когда-то летом целовались на экране Димка с Верой.
Таня остановилась. Провела пальцами по куртке Сергея.
- Так выходит, Серёжа. Мой нас в тур европейский везёт. У них каникулы от Рождества католического до старого Нового года. Так что, семья зовёт.
- Понятно, - свесил тот голову. – Значит, не увидимся.
- Ну зачем ты? Не унывай так, Серёжечка.
Он с досадой потёр ладонью щёку:
- Извини. Кажется, в чём-то запутался.
Таня приподняла ему шапку, загладила под неё волосы со лба. Всмотрелась спокойно и нежно:
- И меня запутал. Жизнь сломал. Ты прав, выдумщик: я безнадёжно тебя люблю. Не думай обо мне хуже, чем я есть. Лучше, помоги. Выбирай скорее, какую звать не надо, а сама пойдёт. Ты не способен жить без очарования.
- Ты по-прежнему не веришь.
- Мне очень хочется верить…
И тут с вершины сосны с громким шорохом вниз по веткам обрушился снег, обнажил густую зелень хвои. А от земли взметнулрсь белое облако.

Вера сидела в своей комнате на софе поджав ноги, и широкая длинная юбка покрывала их чёрным колоколом. Перед ней на столике стояла на две трети пустая бутылка коньяку. Вера была полупьяна и невнятно побренькивала на гитаре. В глазах – тоска.
Вдруг послышались далёкие звуки, глухой жалующийся голос матери…
На порожке встал Дмитрий: румяный, с блёстками снега на отворотах куртки. Глядел свысока, иронически.
- Приветик, Дима. Разве, давно не виделись? Усаживайся удобней.
- Понимаю, ты надолго решила тут закопаться? – он сел на стул, широко расставив ноги.
Та пожала плечами.
- Давай сначала выпьем. Выпьем за ту молодость, - подвинула рюмку, налила.
Затем разрезала яблоко. Половину дала ему, а другую зажала в кулачке:
- Этим ты закуси. А это, - повертела свою часть в пальцах. – Это я должна сохранить. Это то, что осталось от моей жизни, - засмеялась.
Дима невозмутимо выпил, захрустел яблоком.
- Запомни, подруга, на будущее. Совет старшего: пьянство, курение и прочие излишества вредят здоровью. А наше здоровье – основа нашей работы и успехов, - прибавил значительно. – Трудно, Вера, будет тебе. Если что – обращайся, не стесняйся. Помогу. Жаль, конечно. Глупо.
- Ах, Дима? Что теперь? Курить – здоровью вредить! – она вновь рассмеялась дразняще. И запела под гитару:
«Вечер чёрные брови насопил.
Чьи-то кони стоят у двора.
Не вчера ли я молодость пропил?
Разлюбил ли тебя не вчера?

Не храпи, запоздалая тройка!
Наша жизнь пронеслась без следа.
Может, завтра больничная койка
Упокоит меня навсегда»…

- Да уж, с таким настроем у тебя отменная будущность. Из-за чего? Угораздило в банальную историйку вляпаться, – дожевал тот.
- Чему ещё ты желаешь меня наставить, о господин?
- Вера, не выламывайся. Прикинь перспективку: начинающая актрисуля и рядовой литератор. Финал таких мелодрам известен заранее.
- Не смотри на меня, - резко высказала Вера.
- Был бы хоть в «обойме». А так – ни денег, ни рейтинга. Плюс, возраст.
- Не смотри на меня! – взъярилась Вера.
- Дура ты. Видно, круто в башке завернулось! Ну потянуло на такое дело, подыскала бы старичка с положением, из наших. Он тебе в момент раскрутку обеспечит. Дамой станешь. А так – обидно. Будешь по контракту лошадью ломовой сцену копытами проламывать! Или меня держись. Нам не долго прозябать. Кое-что вот-вот нарисуется. В худшем случае, хоть завтра агентом страховым берут. Денег хоть накопим, - и он вдруг с какой-то инфантильной надеждой стал ждать ответа.
- Ты не догадываешься, отчего тебе так сладко оскорблять? – Вера сделалась вдруг совсем трезвой, откинула вбок голову и глянула с принижающей жалостью. – Ты, Димочка, всего-навсего – несостоявшийся Сергей.
Тот медленно поднялся, зло ударил её ладонью по щеке. Ушёл не обернувшись.
А Вера уткнулась лицом в подушку. Закрылась волосами. И – ни звука.

На проспекте Мира простаивали в пробке автомобили. Светофоры перемигивали на зелёный, но движения не было…

Ранними сумерками Вера брела вдоль палаток, лотков у станции метро ВДНХ. Брела среди мусора под оглушающе-хрипатую блатную песню, рвущуюся в записи из какого-то киоска. Мимо спешил обычный озабоченный «интернационал»: пьющий пиво, вечно что-то жующий, с челночными сумками, с коробками видеоаппаратуры. Её частенько задевали, подталкивали. Но она, казалось, не замечает.

На этот раз одета она была в короткую серую дублёнку и джинсы из жёсткого вельвета, заправленные в высокие сапоги со стройно облегающими голенищами. На голове – гладкая вязаная шапочка, из-под которой густыми прядями выпущены волосы. Вера выглядела сейчас старше своих лет.

Вот она приметила просящую подаяние женщину с девочкой на руках и с табличкой на груди. Протянула им десятку. Затем попался монашек-послушник. И ему всыпала мелочи в ящичек. Последним оказался инвалид на протезе в камуфляже, угрюмо глядящий в землю. Подала и этому. А лицо её при всём оставалось отрешённо-грустным.

Она вышла в сквер. Шла туда, где недавно снимали…

Неспешно смахнула с лавки снег, села на спинку. Закурила не очень привычно. Да, Вера была теперь другой – уверенной в себе женщиной, но с глубокими печальными глазами.

Она сидела. Кто-то из мужчин подходил, пытался заговаривать, но она даже головы в их сторону не оборачивала. Только, докуривая одну сигарету, отшвыривала и принималась за другую.

Сумерки сгустились. Она резко поднялась. Замёрзла. Постучала ногой об ногу. Сунув кулачки в карманы, вновь бесцельно двинулась по пустому белоснежному скверу.

У метро постояла у телефонной кабинки. Подумала, глядя под ноги. Вставила карту…

Сергей открыл дверь и в стройной, высокой, умело подкрашенной женщине не сразу угадал прежнюю Веру. Не в силах скрыть любования, всмотрелся:
- Какая ты…новая. Входи же, - произнес негромко, чуть робея.
В комнате было полутёмно и не очень прибрано. Пришлось включать свет.
Пока Вера снимала верхнее, он успел кое-что подсобрать из небрежно брошенной одежды.

Она вошла. Первым делом обратила внимание на книжный шкаф:
- Действительно, похож, - пальцами провела по его стенке, чуть улыбнулась как из прошлого. Осмотрелась: - Хорошо у вас. Тепло. Тихо.
Но его в это время в комнате не было…

Он, как когда-то с Таней, внёс кофе в чашках, усадил её на софу к столику. Опершись подбородком о ладонь, засмотрелся.
- Очень рад тебя снова видеть.
Она согласно прикрыла веки.
- Я роман занесла. Не знаю, как благодарить. Надо обязательно печатать.
- Стараюсь. Буду обязательно пробивать. Правда, есть издательские сложности. Ай! Не хочется о них сейчас. Как ты живешь? - расскажи.
- Я? – Вера тоже медлила с ответами. Грустная улыбка не сходила с губ: - От Димки ушла. Ещё тогда, перед последней съёмкой.
- Умница. Завидую твоей воле.
- И я ни на кого уже не злюсь, не держу обиды, - и она вновь помолчала. – Что ещё сказать? Вот, кино наше закончилось. Скучаю. Что-то особенное.
- Это точно. Прости, в театре все неизбежно стареют, всё меняется. А кино – остановленное время, наша вечная молодость.
- Да, закончилось, - Веру вконец захлестнула давно копившаяся грусть. – Вот, со съёмок тогда стащила, - вынула из кармана и подержала на ладони ключ на цепочке. – Память о несуществующем доме. Что дальше? Ждать опять, надеяться: кто-то вспомнит, позовёт. Сидеть, стиснув пальцы. И бегать, бегать. Показываться. Таких, как я - много. А если ты ещё немножко серьёзная, не очень-то выдавай. В сложные попадёшь. А пробиться – нужен поставленный талант. Или по рукам идти… Нет, мне без этого уже кое-что дают. Даже – серьёзное. Форму держу… Пока ещё не завидуют, не очень мстят. Только, не больно с тобой над ролью возятся, если не ведущая. Сама барахтаюсь: ищу, встраиваюсь. Что хорошо? Что плохо? Главные советчицы – подружки, зеркало. Унывать нельзя. Только труд спасёт: несмотря ни на что, для самой себя. Пока не сгоришь… И нужно, чтоб любили. И самой любить дотла. Тогда принесёшь хотя бы короткую радость. Трудней всего – учиться дарить.
Вера разговорилась и в этой повзрослевшей женщине явственно опять выступили та душевность, неравнодушие и смелость, что привлекали Сергея на съёмках. Нет, та Вера никуда не уходила, не терялась. Вера просто стала мудрее своей женской мудростью.
И вот они всё открытей вглядываются друг в друга как некогда, и это восстановленное взаимопонимание рождает прежнюю склонность, прежнюю тягу. Прежнее выражение глаз. Это было радостно и всё откровенней соединяло. А Вера продолжала:
- Но я уже не ищу спасаться любой работой. Я уже воюю с болезнью самовыражения. Я стала задумываться. Есть моя жизнь. И есть моя профессия. Как жить? Что важней? И прихожу всё к тому же выводу. Конечно, жизнь важнее. Но так случилось, что моя работа – единственное, что я умею. Единственный способ, каким я могу прожить, осуществить свою жизнь. И я хочу делать это достойно.
- Это знакомо. Для меня тоже самая радость – написать вам стоящее.
- Не забывайте меня. Помолитесь, когда вспомните, - она посмотрела на иконки, что на шкафу. – А можно мне лампадку затеплить? – оживилась вдруг.
- Только, от свечки.
- Знаю, - улыбнулась она от шкафа.
- Мама научила?
- Кому же ещё… Вот, теперь не забудете.
- А я не забывал, - он поднялся, отошёл к письменному столу, выдвинул ящик и достал лист. – Помнишь, в кафэшке сидели между съёмками?
- Да, конечно. Ещё слегка спорили, - улыбнулась она.
- Прочти, пожалуйста. В память, - положил он перед ней лист, а сам отошёл к окну. Засмотрелся в тёмное стекло, пряча лицо.

А там за окном белая дорожка уводила, уводила от дома под раскидистые старые тополя. И окно Сергея тихо светилось, совсем не отличимое среди других таких же московских окон.

Вера негромко читала. Сначала – с теплотой воспоминания; потом серьёзней и серьёзней:
«Нежных слов тебе не говорил
И любви своей не исповедал.
Мы с тобой по жизни близко шли,
Сходной горечи её изведав.

Наконец, сидим – глаза в глаза,
Тихо говорим о разном, всяком,
И открылась мне твоя душа –
Словно адамантов камень!

Говорим о всяком и ненужном,
Ну а синий взгляд ласкает сердце мне.
Как мне жаль, что я, давно недужный,
Не способен счастья дать тебе»…

Она запнулась. Потом высказала с какой-то звонкой девчоночьей обидой:
- Это несправедливо!
- Дорогие слова. Давно не слышал, – взволновался Сергей. – Сейчас! – выскочил на кухню.

Он принёс крупное алое яблоко:
- Из Алма-Аты. Настоящее, - протянул, уже умеривший волнение и улыбающийся. – Лучшего приза в мире не найти.
Вера приняла прекрасное яблоко, вдохнула аромат, подержала на ладони. Улыбнулась хитро. Достала из сумочки свою половинку.
- Есть детская игра – загадывать на счастье. Это я должна сохранить. А это, - протянула своё, – вы обязаны съесть.
- Впервые встречаю, - удивился Сергей. – А когда съесть?
- Когда уйду, - и она поднялась.

В прихожей он помог ей одеться:
- Жаль, если опять растеряемся, - к захлестнувшей тёплой волне радости опять примешалась робость, неуверенность. Он видел их сейчас обоих в зеркале. Её, молодую и зацветшую надеждой, и себя, изрядно пожившего.
Она повела плечом:
- Разве, это не зависит от каждого из нас? – проговорила намеренно ровно. Испытующе посмотрела.

Снежным утром Таня вела свою «Шкоду» вдоль тротуара и говорила в «мобильник»:
- Да, да. Догадались? Нужно встретиться. Важно. Да. Поняла. Нет. Сама. Украла из его книжки.

Вера подошла, когда Татьяна уже прогуливалась у машины. Та пригласила её в салон.
- Нет. Мне нужно в переход. Должок вернуть. Заодно, поговорим, - и Вера, напряжённая и сдержанная, вопросительно поглядела на ходу. – Что-то случилось? – как она ни таилась, тревога всё же проскальзывала в голосе.
- Ничего. Я уезжаю. Хочу объяснить и попросить. Между нами ничего не могло быть. Просто, я давала ему возможность выговариваться. Теперь это закончилось. Если вам придётся оказаться близко, попробуйте подарить ему эту радость. Он откровенный, но слишком немногие отвечают тем же. Такая жизнь. Сами собой держимся. А вас он очень ценит.
Они уже спустились в переход и двигались прямо к старику с балалайкой.
- А вас – любит, - Вера нервничала, старалась скрыть это и потому отвечала суховато.
Она сунула деду десятку, шепнула на ухо. Тот заиграл «Одинокую гармонь»…
Таня, также напряжённая до предела, подождала, когда Вера выпрямится, и ответила ей в глаза:
- Это ему по привычке кажется.
- Это он вам сказал, что ценит меня?
- Об этом говорить не надо. Ясно и так.
- Не уверена.
- Вы уже успели обидеться? Не спешите повторять ошибки.
- За что же, интересно, он меня ценит?
Таня пожала плечом:
- Знаю одно: он тоскует по женщине типа особого, какой в нашей дикой природе не водится. Вы зря меня испытываете, Вера, - не сдержала она обиженной усмешки. - Я своё отыграла. Увы, я не могу дать ему желанного. Хотя он мне навсегда дорог.
И она пошла прочь под грустную мелодию балалайки.

Под эту мелодию её «Шкода» летела по проспекту. Москва - в новогодних украшениях. Витрины светятся поздравлениями: " Хеллоу, миллениум! 2000г. Эра водолея принесёт всем успех и радость!".
Огромная ёлка на площади.

Город уже позади. Вдоль шоссе мелькают избы. Леса. Снег. Поля, поля…

В поле работают геодезисты, гонят ход. Рабочий, с рейкой на плече, меряет шагами землю. За его спиной тянется в заснеженную даль ряд вёшек. Ветер колеблет их тонкие верхушки.

Ветер выбивает слезу из глаз пожилого техника, треплет капюшон брезентового плаща. Они вымеривают рулеткой расстояние между точками: из-под треноги и до места, где остановился рабочий.
Тот отпускает кольцо и стальная лента гибко скользит, наподобие змеи, по снегу, втягивается.
Рабочий ставит рейку. Техник склоняется к окуляру прибора, совмещает шкалу с толстыми красными делениями. Машет рукой.
Человек из объектива исчезает, а вместо него – очередной тонкий прут.

В это теодолитное, расчерченное рисками, поле с перевёрнутым изображением вкатывает кверху колёсами далёкая «Шкода».

Техник выпрямляется, смотрит вслед. Начинает записывать в полевой дневник цифры.

Шоссе ведёт в гору. «Шкода» летит вверх – всё ближе и ближе к белёсому зимнему небу. Балалайка забирает выше и выше…

Колеблются в поле на ветру вёшки.

Под эту мелодию зажигаются на улицах города предвечерние фонари.

Дома Сергей держит в руке трубку телефона. Повертев, кладёт на аппарат. Медленно собирается.

Под эту мелодию в квартире Веры включают свет. Окна мягко затепливаются.
А внизу в полутьме бродит у запертого подъезда Сергей.

Из парадного вышла Вера:
- Что-то случилось?
- Ничего. Завтра в одиннадцать – закрытый просмотр с двух плёнок. Придёшь? – он взял её под локоть, двинулся к мостовой.
- Вы что, из-за этого приехали?
- Да… Честно говоря, прогуляться хотелось. Пойдём к мосту?
- Пойдём, - Вера успокоилась, слегка улыбнулась. – Как один знакомый выражался, для здоровья полезно.
- Да-да. Гарью машинной подышать.
Вера коротко рассмеялась:
- Так вы меня травить приехали?
- Точно, тоской. Понимаешь, тоскую сам с собой. Хочется поделиться этим сокровищем.

Они прошлись немного молча. Шагали уже по мосту. На реке среди льда чернели почти весенние разводья.
Двое приостановились, свели испытующие взгляды.
- Представляешь, Вера? Не отпускает меня та сцена.
- И меня.
- Что делать?
- Не знаю. Кто мужчина?
- Ну тогда погляди хоть разок, как тогда, - и он охватил ладонями её голову, жадно всмотрелся.
В ответ она улыбнулась, засмотрела вдруг тем самым желанным взором. Он бережно стал исцеловывать её лоб, щёки. Она чуть завела к небу взгляд, прикрыла веки. И тогда он коснулся губ. Она ответила.
Вдруг Сергей дрогнул и сник. Прижал её голову к своему плечу.
- Вера, Вера, - шепнул. – Боюсь.
Она приподняла лицо. Посмотрела с сожалением:
- Я знаю, чего ты боишься – не найти во мне того, что вообразил. Но ты же сам открыл для меня это. Помнишь, Таня у тебя говорит… Нет. Я говорю: каким ты робким стал, Серёжечка. Ладно, иди… Я понимаю – я всего лишь роль. Но всё равно больно, когда перестают вспоминать, - она слегка оттолкнула его, повернулась уйти.
Сергей не выдержал:
- Вера!
Она посмотрела. В глазах ожидание и надежда.
- Я за себя…
Она зажала ему рот ладонью:
- Молчи. Всё - завтра. Постарайся меня до завтра уберечь.

И пошла вверх по мосту, задумчивая. А тяжёлый снег сыпал и сыпал, и пытался забелить её удаляющуюся фигуру.

2003 г.


Роль. Часть 2.
Категория: Роль | Добавил: defaultNick (04.10.2012)
Просмотров: 648 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]