Четверг, 18.04.2024, 07:25 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Библиотека

Главная » Статьи » Драматургия » Аскалонский злодей

Аскалонский злодей. Серия 8.



ИЗ ЗТМ.


8. 1. НАТ. ГОРЫ. УТРО.
ЕРМИЙ.

Над морем всходит солнце. Воды начинают сиять.
У расселины стоит Ермий. Смотрит на восход, на море, прикрывая глаза ладонью.
С уступа скалы глядит на медленно поднимающийся огненный шар орёл. Его глаз пламенеет золотом.


8. 2. ЭКСТ. КРЫША ДОМА ЕРМИЯ. УТРО.
МИЛИЙ. ЕВЛОГИЙ. ТИВУРТИЙ.

Над гребнем далёких гор восходит солнце.
Милий, Евлогий и Тивуртий стоят у края крыши как на боевом посту.
Епарх в золотом парике и пурпурном хитоне, сложив на груди руки, осматривает город. Вид у Милия усталый и мрачный.


8. 3. ЭКСТ. УЛИЦА. УТРО.
СТРАЖНИКИ. МАССОВКА.

По улице, под охраной стражников, крестьяне ведут ишаков с вязками хвороста.
Обыватели выходят на шум из домов. Провожают взглядами. Возбуждённо переговариваются. Слышно слово «прожиг».
Некоторые с любопытством идут вслед за этим караваном.


8. 4. ЭКСТ. КРЫША. УТРО.
МИЛИЙ. ТИВУРТИЙ. ЕВЛОГИЙ.

Евлогий провожает взглядом караван ишаков.

ЕВЛОГИЙ
(высокомерно)
Будь у меня власть, я бы сделал
прожиг всему Аскалону.

МИЛИЙ
(взглядывая испытующе)
Ты жесток?

ЕВЛОГИЙ
(запальчиво)
А зачем они живут так? Их учат, как
можно жить лучше. А они не хотят
понимать. Только в беде что-то
пробуют изменить. А силе
подчиняются с охотой. Но сила
плохо связана с умом.

Тивуртий улыбается снисходительно, заискивающе смотрит на хмурого Милия.

ТИВУРТИЙ
В Евлогии виден ещё ребёнок.
(поучительно – юноше)
Ты мечтаешь, как и твой отец,
избавиться от всех паразитов? Не
стоит – пощади их. Умному человеку
эти паразиты помогают наживать
хорошие деньги. А часть нажитого
поступает затем на уврачевание ран
от тех самых паразитов. И люди,
получив до поры облегчение,
делаются счастливыми. Отними у
них паразитов, и в наступившем
довольстве они станут несчастными.
Чем ты их обрадуешь в отсутствии
болячек и бед?

Евлогий разворачивается к Тивуртию, чтобы ответить. 
Милий подаёт ему жест молчать.

МИЛИЙ
(поучительно)
Тивуртий высказал известную мысль.
Но и в словах Евлогия –
основательный смысл. Хотя, он не
оформил на языке права. Выслушай,
Евлогий. Для соединения ума и силы
как сдерживания зла и существует
закон. Лучше всех это понимали
римляне. И мы, ромеи, идём с
Юстинианом тем же путём.
(указывает на себя и Евлогия,
отчего сириец Тивуртий мрачнеет)
Фасции закона – в наших руках. Но
применять их следует в меру.
Жестокость вменяют в добродетель
только сильнейшим. Чтобы сжечь
Рим, прежде надо стать Нероном. Но
и Нерону не простили. Он великий
злодей, но не сильнейший. Он не
выжег Рим до основания и не возвёл
до конца новый. Запомни, Евлогий.
Если в твоих руках окажется власть,
согласовывай поступки с
обстоятельствами. И никогда не
берись за дела, которые не умеешь
закончить.

Милий сурово и со значением глядит на Тивуртия. Протягивает юноше руку. Евлогий благодарно целует её.

МИЛИЙ
(Тивуртию с угрозой)
Так, где же твоя болотная нимфа?

ТИВУРТИЙ
(лепечет)
Время ещё есть, высокородный.



8. 5. ЭКСТ. УЛИЦА АСКАЛОНА. УТРО.
ТЕНИЯ. ВОИНЫ.

Тения идёт улицей, подсвеченная со спины лучами солнца и будто сама лучится в своём светло-синем платье и белом убрусе, спадающем концами на грудь. Лицо её выглядит спокойным, ясным и строгим.
Навстречу ей выходит отряд воинов с копьями, щитами и мечами.
Тения отступает к стене, провожает отряд взглядом.


8. 6. ЭКСТ. КРЫША. УТРО.
МИЛИЙ. ТИВУРТИЙ. ЕВЛОГИЙ.

Милий со своей высоты смотрит на проходящую вдали Тению. Впивается в неё жадно-тоскующим взглядом. Вид взволнованный.
Тивуртий смотрит туда же, а Евлогий со скрытой насмешкой глядит сбоку на них обоих.
Милий разворачивается, быстро идёт к лестнице. Спутники – за ним, на шаг сзади.

МИЛИЙ
(властно)
Молись, доимщик. Твоя судьба в
её руках.


8. 7. НАТ. ЗА ВОРОТАМИ АСКАЛОНА. УТРО.
ВОИНЫ.

Отряд выходит из ворот и на самом краю пустыни разворачивается в две колонны. Они начинают расходиться и составляют собой довольно просторный квадрат. Воины ставят перед собой на землю щиты.


8. 8. ИНТ. ТЕМНИЦА. УТРО.
АНАСТАС. ТЕНИЯ. ФАЛАЛЕЙ. УЗНИКИ.

Удары подкопа уже совсем близко. Узники волнуются, перешёптываются. Звенят их цепи.
Анастас сидит в своей нише, откинувшись затылком к стене. Взгляд сосредоточенный – он будто удары отсчитывает.
Вдруг он видит, как в темницу входит Тения, идёт к мужу. Анастас встаёт, следит.
Тения останавливается над лежащим и отрешённо глядящим в нависающие своды Фалалеем.
Тот садится, напряжённо и со скрытым страхом глядит на жену.

ФАЛАЛЕЙ
Какая ты…другая… Решилась?

ТЕНИЯ
(спокойно)
Да, я знаю, что сделать.

ФАЛАЛЕЙ
(зло, ревниво)
Только не будем обсуждать.

ТЕНИЯ
(чуть снисходительно)
Не пугайся. Это тебя не оскорбит и
не унизит меня.

ФАЛАЛЕЙ
(садясь, с надеждой)
Ты что-то придумала?

Она, печально улыбаясь, целует его в лоб. Проводит рукой по его волосам.

ТЕНИЯ
Наш выход - совсем рядом. Но мы о
нём не думали, пока боролись… Вся
беда стала заключаться в моём теле.
И я разрешу её прямо сейчас. Тебя
отпустят. Держать здесь не будет
смысла. Моё тело станет никому не
нужным. Даже, если я сама
предложу его.

Анастас из своей ниши смотрит только на Тению. Для того, чтобы лучше слышать – мешают ухающие удары – он выступает на всю длину цепей, натягивает их. Вид его тревожный.

ФАЛАЛЕЙ
(хватая за руку)
Что ты задумала? Нет, не делай
ничего. Пусть всё остаётся так. Я
каюсь, виноват. Будем вместе
молиться. Бог переменит нам участь.   

ТЕНИЯ
(глядя с укором)
Об этом следовало говорить
раньше… Но всё равно не из чего
так терзаться. Твоя жена осталась
верной. Ты снова станешь сильным
и защитишь будущее детей. А я
долго ещё смогу любоваться на них
издали… Не будем дальше тратить
слова.

Она отнимает свою руку, легко поднимается и двигается к прокажённой яме.

ФАЛАЛЕЙ
(дико вскрикивая)
Вернись!
(вскакивает, дёргает цепь изо
всех сил)
Тения! Это проказа!.. Тения!

Темница замирает. Все глядят на Тению.
Она же идёт, не оборачиваясь. Яма надвигается, и Тения уходит мыслями и чувством к предстоящему. Ни малейшего следа испуга на её лице нет, а есть отрешённость и сосредоточенность.
Анастас со строгим мужским восхищением следит за ней.
Она останавливается на самом краю ямы, глядит в мёртвую тьму. Складывает на груди крестообразно руки, чуть подаётся вперёд.

АНАСТАС
(уверенно)
Не спеши. Есть другой выход.

Она смотрит на него с обречённостью. Но его взгляд сильного человека останавливает, задерживает.

АНАСТАС
(с непривычным теплом)
Подойди, женщина.

Тения миг раздумывает, опускает руки, подступает.

АНАСТАС
Беги к дороге на Палестину…
(вся темница смотрит на них, и он
дальше неслышно что-то шепчет)
…Если выживу, может, увидимся.

Тения смотрит на него засиявшими в надежде и признательности глазами. Обнимает, целует в щёку. Бросается вон из темницы.
Анастас смотрит ей вслед ласково и печально.

ФАЛАЛЕЙ
(подрагивающим голосом)
Что ты сказал ей?

АНАСТАС
(с усмешкой)
Когда-нибудь узнаешь.

ФАЛАЛЕЙ
Как благодарить, не знаю… Прости,
если сможешь.

Фалалей встаёт на колени, кланяется до земли разбойнику.
Анастас тупится, замирает. Потом глубоко вздыхает.

АНАСТАС
(мрачно)
Ну, хотя бы так…


8. 9. ЭКСТ. УЛИЦА. У ДОМА ЕРМИЯ. УТРО.
МИЛИЙ. ЕВЛОГИЙ. ТИВУРТИЙ. МАССОВКА.

Озабоченного вида Милий с Евлогием и Тивуртием двигаются скорым шагом к ждущему наместника паланкину под охраной воинов.
Люди на улице собираются толпой, с любопытством, точно дети, рассматривают правителя.
Вдруг Милий на подходе к паланкину оступается на неровном камне. Помощники успевают поддержать его под локти от падения.
Согнувшийся эпарх резко выпрямляется. Вскидывает руки к голове, проверяя, не сбит ли парик. И вдруг сморщивается от боли, схватывается за поясницу.

МИЛИЙ
(стонет с досадой)
Ах, несчастье!
(глядит под ноги)
Ну, что это?! Наваждение! Ах,
дурная примета! 
(пиная камень, капризным тоном)
Проклятая аскалонская дыра!

Народ с напуганными лицами спешит разойтись.
Тивуртий с Евлогием, переглянувшись тревожно,  усаживают эпарха в паланкин. Все двигаются в глубину улицы.


8, 10. ЭКСТ. У ТЕМНИЦЫ. УЛИЦА. УТРО.
ТЕНИЯ. МАССОВКА.

Тения спешно пересекает площадь. Не обращает никакого внимания на недобрый интерес к себе собирающихся к темнице обывателей.
Так же не привлекает её взгляда ни уже подвезённый к темнице хворост, ни только подвозимый на ишаках, что встречается по пути.


8. 11. ЭКСТ. ПЛОЩАДЬ У ТЕМНИЦЫ. УТРО.
МИЛИЙ. ТИВУРТИЙ. ЕВЛОГИЙ. РАВУЛЛА. ВОИНЫ. МАССОВКА.

Паланкин подносят к площади. Милий, отведя занавесь, высматривает женские лица в толпе. Тивуртий также тянет шею, осматривает площадь. Евлогий же пытается прятать тонкую холодную усмешку.

МИЛИЙ
(раздражённо)
Ну, и где же она?!

Тивуртий с виноватым видом пожимает плечами.
Хворосту у дверей темницы прибавлено. В оцеплении перед ней - две шеренги воинов. Из самой темницы доносится стук молота.
Равулла выводит снизу первого узника, передаёт воинам. Общий шум голосов народа.


8. 12. НАТ. ПУСТЫНЯ. УТРО.
ТЕНИЯ.

Тения бежит наезженной пустынной дорогой. Останавливается, осматривается. Вновь бежит. Дыхание затруднённое. Пот заливает лицо. Она смахивает его рукавом, отирает концом убруса.
Вдали показываются две пальмы. Она, увидев, бросается к ним напрямую.
Ступни увязают. Женщина спотыкается, падает на колени. Встаёт, переходит на тяжёлый шаг.


8. 13. ЭКСТ. ПЛОЩАДЬ У ТЕМНИЦЫ. УТРО.
РАВУЛЛА. УЗНИКИ. ВОИНЫ. СТРАЖНИКИ. РАЗБОЙНИКИ. МАССОВКА.

Равулла и стражники выводят нескольких узников, передают конвоирам.
Измождённые узники, выходя на свет, щурятся, прикрывают от солнца глаза. Распрямляют плечи, жадно втягивают воздух полной грудью. Закоростевшие от грязи лица трогает улыбка.
За всем этим наблюдают собравшиеся горожане: узнают заключённых, окликают по именам.
С разных углов площади, за спинами у стражи, в толпу замешиваются по три-четыре мужчины. Становятся в кружки. Перешёптываются, присматриваются к выводимым узникам. Это разбойники. Они почти неприметно поддерживают под одеждами оружие.
Разбойники начинают тихо переговариваться с горожанами. Кивают в сторону темницы.

РАЗБОЙНИК
(возмущенно)
Они убьют несчастных… Сколько
можно мучить, хоть и провинились?!

По толпе идёт гул недовольства и сочувствия узникам.
Женщины подбегают, протягивают им баклаги с водой, лепёшки. Кто-то успевает коротко обнять, поцеловать. Женщин отгоняет стража.
Толпа, возбуждаясь, надвигается к узникам.
Милий глядит на всё это встревожено, смотрит на растерянного Тивуртия, на Евлогия.
Евлогий подступает к шеренге воинов.

ЕВЛОГИЙ
(решительно)
Оружие к бою!

Стражники опускают, нацеливают на толпу лёгкие копья. Воины Милия обнажают мечи. Наступают на толпу, гулко ударяя клинками о щиты.
Толпа пятится.
Конвой ведёт узников с площади.


8. 14. ИНТ. ПОДКОП. УТРО.
ТРИ РАЗБОЙНИКА.

Подкопщики упираются в кладку стены темницы. Бьют, сменяя друг друга, кайлами в камень. Старые, с виду мощные, плиты довольно легко начинают искрашиваться.

ПЕРВЫЙ РАЗБОЙНИК
(улыбаясь)
Что я говорил?! Только с виду
твёрдая. А так – песок.

8. 15. НАТ. ЗА ГОРОДОМ. ДЕНЬ.
ВОИНЫ. УЗНИКИ.

Во временном лагере, составленном из каре стратиотов-копьеносцев, уже много узников. Они лежат, сидят со скованными руками, ногами.
Многие любуются небом. Сейчас особенно бросаются в глаза ужасные лохмотья, струпья на теле, расчёсы от укусов, язвы.
Один из узников затягивает гортанную песню на древнем арамейском языке.


8. 16. НАТ. ПУСТЫНЯ У ПАЛЬМ. ДЕНЬ.
ТЕНИЯ.

Тения безнадёжно пытается сначала столкнуть, а потом хотя бы чуть сдвинуть большой камень, что буквально врос в песок между двух пальм.
Обессиленная, она ложится навзничь на песок. Глядя в небо, беззвучно плачет. Просто, слёзы сами текут.
Заставляет себя подняться. Ползает, отыскивает поблизости каменный осколок. Начинает рыть под валун. Сбивает о камень пальцы до крови.


8. 17. ЭКСТ. У ТЕМНИЦЫ. ДЕНЬ.
МИЛИЙ. ТИВУРТИЙ. ЕВЛОГИЙ. РАВУЛЛА. СТРАЖНИКИ. МАССОВКА.

Стражники затаскивают в темницу охапки хвороста.
Милий наблюдает из паланкина.

МИЛИЙ
(ехидно и зло Тивуртию)
Послушай, доимщик. Мы в наших
государственных делах забыли
об одной мелочи. Где обещанная
«нимфа аскалонских тростников»?

Тивуртий, испуганный, с подрагивающими губами, сгибается в поклоне.

ТИВУРТИЙ
(пытаясь бодриться голосом)
Ты как всегда прав,
высокороднейший. События
отвлекают внимание, забирают всю
память. Но я полагаю, она сейчас
явится. Рассуди сам – ей некуда
деться. Ведь, он – там.
(кивает на темницу)
Видимо, ищет его в лагере. Пока не
догадывается.

Евлогий холодно и хищно взглядывает на Тивуртия. Пристально и украдкой - на Милия.

МИЛИЙ
(язвительно)
Всё возможно, доимщик. Но может
быть - и не так. Эту женщину
предугадать сложно. Не опасаешься,
что ты переоценил свой ум? А я не
привык проигрывать. Моли
Всевышнего, чтобы дурная примета
не была связана с этой прихотью,
пустяком.

Епарх бросает короткий яростный взгляд на сменившегося в лице Тивуртия. И более долгий, более спокойный, но всё же испытующий – на Евлогия.
Юноша выдерживает этот взгляд без смущения.

ЕВЛОГИЙ
(почтительно)
Я ошибся утром. Муж, видимо,
останется там, в компании
Анастаса.


8. 18. НАТ. ПУСТЫНЯ У ПАЛЬМ. ДЕНЬ.
ТЕНИЯ.

Тения докапывается, наконец, до кожаного увесистого мешочка. Вытягивает его. Развязывает сыромятный ремешок. Внутри матово блестит золото.
Она ладонью зачерпывает монеты-солиды, засматривается. И вдруг бессильно опускает голову на камень, охватывает его перепачканными окровавленными пальцами.
Её начинают сотрясать рыдания. Вся скопившаяся боль выходит ими. Тения то рыдает в голос подобно тому, как плачут дети: откровенно, от всей натуры. То по-бабьи причитает, выпевает плачем своё горе. Пытается и не может остановиться. Пробует зажать рот ладонью.
А потом ещё какое-то время затихает, вытянувшись на песке.


8. 19. ИНТ. ТЕМНИЦА. ДЕНЬ.
АНАСТАС. ФАЛАЛЕЙ. СТРАЖНИК.

В темнице пусто. Только - Анастас и Фалалей. Кругом – кучи хвороста. Удары слышатся уже по камню, совсем близко.
Стражник вносит новую охапку. Анастас и Фалалей мрачно следят за ним.

ФАЛАЛЕЙ
(кричит с тревогой)
Когда ты выведешь нас?

Тот, будто не видя и не слыша, бросает хворост, уходит.
Фалалей вскакивает, топчется на месте, тянет и дёргает цепь.
Разбойник глядит на купца со снисходительной усмешкой.

АНАСТАС
Не топчись. Читай свои молитвы. А
то не успеешь.

ФАЛАЛЕЙ
(упрямо)
Нет. Не может быть!..
 
АНАСТАС
А для чего нас тут оставили?

Фалалей задумывается. Бессильно сползает спиной по стене, откидывается затылком к камню, закрывает глаза.

АНАСТАС
(ровно, без насмешки)
Правильно. Смерть надо спокойно
встречать. Куда от неё денемся?
Хоть в яме Ирода, хоть во дворце
Милия... Но ты, мне думается, не
сегодня встретишь её.

Фалалей коротко и зло смотрит на Анастаса.

ФАЛАЛЕЙ
(желчно)
В апелатах надоело гулять –
пророком стать решил? Раньше бы
думал, что творишь. Теперь из-за
тебя гибнуть!

Анастас смеётся. Затем пристально всматривается в Фалалея.

АНАСТАС
(искренне и горько)
Вот я и говорю – к жизни
возвращаешься. Зубы показывать
начал… Нет, в пророки меня Бог не
пустит. Много крови на мне. Но о
твоём будущем знаю больше тебя.
Твоя жизнь от жены зависит.
Выберешься – всегда слушайся этой
женщины. И никогда ничем не
обижай. А если потянет на такое,
лучше язык себе, или руку, или ещё
что соблазняющее отрежь без
жалости. Говорил мне когда-то
Фермуфий: тело без души не живёт.
А я не понимал. А как же, отвечаю,
я-то? Я душу свою давно потерял...
И вот смотрел на Тению и понял. И,
ведь, ты знаешь – я здесь, на этом
гноище, через неё к счастью
забытому прикоснулся. Всего-то – от
капли её сострадания. И кому? Мне,
который в беде её виноват! Думаешь,
она кусок хлеба мне подала? Не-ет…
Она меня всего перевернула.
Человека среди камней гробных
встретил! Сердце своё почувствовал.
Болеть оно стало. Понимаешь ты
это?.. Сколько я на воле гулял - не
радовался. А перед смертью рад! Вот
как бывает. Ну хоть так… Вот и ты
себя спроси: достоин ты её? Да ты
сам знаешь – нет. Но она тебя
выбрала. Чем отплатишь?.. Вот так
сидел я тут, смотрел и думал. Почему
в нас столько гадости? Думал – уже
никогда её ничем не избыть. А тут –
Тения… Нет, какой бы я злодей ни
был, а завитому испоганить её не
дам! Этот куда злее! Не смотри так!
Выберешься, узнаешь всё. А
завитому скажи – это я её уберёг,
Анастас!

В конце слов разбойника Фалалей охватывает руками голову, замирает.


8. 20. НАТ. ПРЕДГОРЬЕ. ДЕНЬ.
РАЗБОЙНИКИ. ВОИНЫ. МАССОВКА.

Из ущелья выезжают конные разбойники. На ровном разворачиваются, скачут на дальнюю жидкую цепь воинов.
Разбойники несутся с воплями, размахивают мечами. Цепь отряда всё ближе.
При самом приближении апелатов воины вдруг пришпоривают коней, разъезжаются вправо и влево двумя группами. Открывается ряд укреплённых на треногах заострённых кольев. Колья поставлены плотно.
Разбойники пытаются сдержать разгорячённых коней у самых кольев. Сбиваются в кучу.
И тут на них сыплется град камней - это раскручивают свои пращи расположенные за рядом кольев крестьяне-акриты.
Камни сбивают многих разбойников на землю. Остальные пускаются назад к горам.
За ними гонятся конные воины-стратиоты, рубят их. А крестьяне-акриты с дубинками бросаются на спешенных, сбитых камнями апелатов. Завязывается неравный рукопашный бой, в котором разбойников уничтожают. 


8. 21. ЭКСТ. УЛИЦА. ДЕНЬ.
ТЕНИЯ. СТРАЖНИКИ. МАССОВКА.

Тения бежит из последних сил по пустынной улице к площади. К груди прижимает кожаный  мешочек.
У самого входа на площадь стража копьями перегораживает ей путь.


8. 22. ЭКСТ. ПЛОЩАДЬ У ТЕМНИЦЫ. ДЕНЬ.
ТЕНИЯ. МИЛИЙ. ЕВЛОГИЙ. ТИВУРТИЙ. РАВУЛЛА. МАССОВКА.

К паланкину Милия от темницы подходит Равулла.

РАВУЛЛА
(вытягиваясь)
Помещение очищено. Можно
начинать.

Милий кивает. Равулла отступает, берёт у стражника незажжённый факел.
Вдруг доносится крик, и все глядят в сторону, откуда он несётся. Это кричит Тения.

ГОЛОС ТЕНИИ
Эпарх! Я пришла!

Тивуртий переглядывается с Милием. Доимщик улыбается заискивающе. Лицо Милия веселеет. Он подаёт стражникам жест пропустить Тению.

ЕВЛОГИЙ
(Равулле)
Подожди.

К паланкину подходит Тения. Глядит строго на Милия.

МИЛИЙ
(свысока)
Ты заставляешь слишком долго
ждать, женщина.

ТЕНИЯ
(твёрдо)
Я принесла долг мужа. По закону его
должны отпустить.

Бросает под ноги мешочек. Кожа лопается, открываются монеты.
Все заворожено смотрят на золото. По толпе проходит гул-возглас, как общий вздох.
Милий поднимает глаза на Тению. Сникает, будто сам в мешок лопнувший превращается. Взгляд его гаснет. 

МИЛИЙ
(сухо)
Какова сумма?

ТЕНИЯ
(чуть вызывающе)
Больше, чем достаточно.

МИЛИЙ
(устало Тивуртию и Евлогию)
Пересчитайте… 

И он, скрывая уныние, морщится, словно от боли, трёт ладонью поясницу. В лице проступает что-то жалкое, потерянное.


8. 23. ЭКСТ. ПЛОЩАДЬ. ДЕНЬ.
РАЗБОЙНИКИ. ВОИНЫ. СТРАЖНИКИ. МАССОВКА.

Толпа жадно и молча смотрит на золото, следит за подсчётом, с завистью разглядывает Тению.
За спинами людей возбуждённо переговариваются разбойники.

ПЕРВЫЙ РАЗБОЙНИК
(довольно громко)
Это же часть Анастаса! Это наше
золото!

Ближние из толпы оглядываются. Толпа шарахается. 

ГОЛОСА ИЗ ТОЛПЫ
Разбойники! Апелаты!..

К ним бросаются стражники с копьями наперевес. Апелаты выхватывают из-под одежды мечи.
Другие группы апелатов по три-четыре человека тоже обнажают оружие. Начинаются стычки по углам площади.
От шеренги охраны Милия бежит группа воинов. Схватываются с разбойниками. Те не выдерживают напора. Некоторые убиты. Остальные разбегаются прочь от площади. Стражники преследуют их.


8. 24. ЭКСТ. У ТЕМНИЦЫ. ДЕНЬ.
МИЛИЙ. ТЕНИЯ. ЕВЛОГИЙ. ТИВУРТИЙ. РАВУЛЛА. ВОИНЫ. МАССОВКА.

К паланкину Милия подходит старший отряда – комит.

КОМИТ
(отдавая честь
окровавленным мечом)
Злодеи перебиты,
высокочтимейший.

Милий отпускает его жестом руки.
Евлогий с Тивуртием заканчивают считать монеты. Выпрямляются.

ТИВУРТИЙ
(Милию, почтительно)
Ровно шестьдесят тысяч!

По толпе волной проходит гул, гораздо сильней прежнего. Все глазеют с восторгом на Тению.

ГОЛОС ТОЛПЫ
Шестьдесят тысяч!..

Милий хмуро взглядывает на Тению, ожидающую со строгим решительным видом.

МИЛИЙ
(Тивуртию, приказно)
Найди и доставь Фалалея.
Проверить темницу.

Тивуртий и Равулла с незажжённым факелом в руке идут ко входу, начинают спускаться в темницу. По пути Равулла подхватывает брошенный у самых дверей молот.

ЕВЛОГИЙ
(шепчёт епарху)
Дозволь проследить. Им доверять
опасно. Тивуртий лишился твоей
милости. Если вздумает навредить
купцу, молва это припишет тебе, как
месть за Тению. Нельзя давать ему
ни малейшей возможности.

Милий в ответ зло и многозначительно улыбнулся.

МИЛИЙ
Иди. Поступай сообразно
обстоятельствам. Я верю тебе. Ты
благодарный и преданный мальчик.

Евлогий двигается к темнице. Милий, быстро взглянув на Тению, откидывается в паланкине на подушки, прикрывает веки.
Толпа затихает в ожидании. 


8. 25. ИНТ. ТЕМНИЦА. ДЕНЬ.
ТИВУРТИЙ. РАВУЛЛА. АНАСТАС. ФАЛАЛЕЙ. ЕВЛОГИЙ.

Равулла отбивает молотом кольцо от цепи Фалалея, который с напряжённой радостью глядит на это кольцо. Удары молота перекликаются и будто спорят с ударами подкопа. Пространство гудит.
Тивуртий стоит рядом, оглядывает своды.
Кольцо отбито. Равулла берётся за конец цепи. Фалалей глядит с надеждой.
Тивуртий видит радость купца и вдруг ухмыляется злорадно. Схватывается тоже за цепь, что-то шепчет на ухо темничнику. Тот в ответ хохочет.

ТИВУРТИЙ
(с ненавистью, Фалалею)
Красавица Тения приготовила
супружеское ложе и просила
спешить. Радуйся, Фалалей! Ты
идёшь к ней! А чтобы ласки стали
слаще, придёшь к ней через
прокажённую яму!

И они тащат отчаянно упирающегося купца за цепь.
За всем этим наблюдает от входа никем не замеченный Евлогий.
А из своей ниши – забытый, стоящий во весь рост Анастас.
Тивуртий с Равуллой подтаскивают Фалалея к яме. Тот стонет в борьбе, вскрикивает. Но двоё - сильней, и яма надвигается.
В этой борьбе темничник и доимщик неосторожно оказываются рядом с Анастасом. Они готовятся уже спихнуть Фалалея.
И тут на их головы обрушивается удар страшных кулаков апелата.
Затем Анастас мгновенным толчком в спины вбрасывает их в чёрную яму, где они первое время лежат без сознания.
Фалалей на четвереньках отползает от края, поднимается. Благодарно схватывает руки разбойника, сжимает и трясёт их.
В ответ лицо Анастаса трогает скупая улыбка.
И тут на середину выступает Евлогий.

ЕВЛОГИЙ
(ледяным тоном)
Фалалей, отправляйся наверх. Не
заставляй наместника ждать.

Купец оборачивается к Евлогию, смотрит. Затем – вновь к Анастасу.

ФАЛАЛЕЙ
(радостно)
Сейчас тебя раскуют.

АНАСТАС
(горько, с усмешкой)
Иди, Фалалей. Живи дальше.
Карабкайся.

Фалалей смотрит вопрошающе на Евлогия.

ЕВЛОГИЙ
(тем же тоном)
Ступай.

Фалалей, с оглядками на Анастаса, направляется к лестнице мимо кучи хвороста с лежащим на нём незажжённым факелом. Идёт к падающему сверху свету. Чем ближе выход, тем купец реже оглядывается. Потом и вовсе перестаёт. Жадно вдыхает чистый воздух и счастливо щурится от льющегося потоком солнечного света.


8. 26. НАТ. ГОРЫ. ДЕНЬ.

Над горами взлетает орёл. Мощным махом крыльев поднимается выше и выше.
Со скалы вниз по спуску срывается и катится камень, набирает скорость, подпрыгивает.
Орёл летит на солнце.


8. 27. ИНТ. ТЕМНИЦА. ДЕНЬ.
ЕВЛОГИЙ. АНАСТАС.

Евлогий стоит против Анастаса, насмешливо его рассматривает.
Разбойник в ответ глядит непонимающе, вопросительно.

ЕВЛОГИЙ
(холодно)
Благодарю за последнюю услугу.
(кивает на яму)
Ты расчистил мне путь до конца.

АНАСТАС
(с недоумением)
Кто ты? Что тебе нужно?

Евлогий смеётся. И вдруг произносит тем самым изменённым голосом, каким говорил всадник-доносчик.

ЕВЛОГИЙ
Ты не узнал меня, Анастас? Не узнал
своего осведомителя? Ты
неблагодарен, ничтожный апелат. 

Анастас ревёт по-звериному. Напрягает все силы, стараясь вырвать цепи.
В яме слышится возня, стоны - это поднимается Тивуртий. Пытается карабкаться по стене, цепляется за гладкую стенку. Пальцы соскальзывают.

ЕВЛОГИЙ
(своим голосом - Анастасу)
Тебе интересно узнать, для чего я
это делал? Так узнай.
(с издёвкой, наслаждаясь словами)
Мой мягкосердечный отец давно
раздражал эпарха. Тот всё равно
изгнал бы его раньше или позже. Не
думай плохо - я очень люблю отца.
Но при нём я обречён на вечное
прозябание.  И тогда я придумал
фабулу, создал причину, чтобы
Милий прибыл в Аскалон. Для этого
я наводил тебя на караваны, пугал
эпарха твоим разгулом. Из своей
доли добычи я скопил состояние и
куплю доходное имение. А потом ты
стал не нужен мне. Я отдал тебя в
руки отца перед самым прибытием
Милия. Гнев эпарха остыл. Дальше
я легко добился доверия и открыл
путь к возвышению. Правда, отец всё
же допустил ошибку и стал никем. Но
теперь я, Евлогий, буду правителем
Аскалона. Так, умом и расчётом я
получил деньги и власть. Благодарю
тебя за помощь.

Скованный Анастас, с выражением гадливости на лице, плюёт в Евлогия.
Тот уворачивается. Улыбается по-своему холодно.

ЕВЛОГИЙ
Разве я виноват, что родился с умом
и способностями, превосходящими
всё окружение? Почему я должен
прозябать и страдать от этого?

Юноша высекает огонь кресалом, что достаёт из складок одежды. Трут загорается. Затем он подпаливает факел, бросает его на кучу хвороста.

ЕВЛОГИЙ
Прощай, глупый разбойник.

Он идёт к выходу.
Из глубины ямы тянет к нему руку Тивуртий. Он стоит на груди лежащего на дне без сознания Равуллы, и его вытянутая ладонь не достаёт края мрачной ямы. Лицо доимщика – обезумевшее от страха.

ТИВУРТИЙ
(как поскуливая)
Евлогий, будь великодушен. Спаси.

Юноша скользит по нему взглядом, так же вскользь отвечает.

ЕВЛОГИЙ
Тебя нет, и никогда не было.

Евлогий уходит из темницы.
Тивуртий под мерные звуки ударов подкопа плачет.
Анастас мрачно и сосредоточенно размышляет о чём-то.
Хворост занимается быстро, пламя растёт.


8. 28. ИНТ. ПОДКОП. ДЕНЬ.
ТРИ РАЗБОЙНИКА.

В подкопе разбойники подтаскивают по узкому ходу бревно. Втроём начинают отводить его по земле и бить из всех возможных сил в плиту. Постепенно в плите образовываются трещины.   


8. 29. ЭКСТ. ПЛОЩАДЬ У ТЕМНИЦЫ. ДЕНЬ.
МИЛИЙ. ЕВЛОГИЙ. ТЕНИЯ. ФАЛАЛЕЙ. ВОИНЫ. МАССОВКА.

Милий сидит в паланкине с больным видом и каким-то опрокинутым лицом. Украдкой посматривает в сторону Тении и Фалалея, которые о чём-то тихо переговариваются..
Евлогий со строгим видом докладывает епарху.

ЕВЛОГИЙ
Тивуртий с Равуллой близко
подошли к Анастасу. Он убил их
ударами в голову. Зажжённый факел
упал на хворост. Затушить было
невозможно. Но, может быть, это к
лучшему. Теперь некому выболтать
всю эту историю. Остальными она
уже забыта.

МИЛИЙ
(вяло улыбаясь)
Ты прав, милый мальчик. Я знал –
Тивуртий плохо закончит. Это Божье
правосудие.

Милий легонько гладит Евлогия по щеке.
А в это время понурый Фалалей горько глядит на деньги.

ФАЛАЛЕЙ
(виновато - Тении)
Ты снова оказалась права. Я снова
не мог понять тебя. Помоги больше
не ошибаться. Я попробую начать
заново.

ТЕНИЯ
(устало и горько)
Чем я помогу? Сама немногое
понимаю. Вот это ведёт меня. 
(касаясь ладонью груди у сердца)
Поняла одно. Мы имели почти всё.
Но вам хотелось ещё больше
богатства, чести, силы. И ничем они
нас не выручили. Смотри, нас
выручили те люди, кто совсем не
дорожит этой жизнью. И я не устаю
благодарить Господа, что он
поставил на пути этих людей. Собери
деньги. Ты хотел благотворить.
Благотвори теперь за двоих. 

Они стоят, окружённые затихшей и глазеющей, словно на театральном представлении, толпой.
Фалалей с покаянным видом обнимает жену. Она как-то по-матерински целует его в темя.
Он опускается к её ногам, собирает в мешочек деньги.
Тения грустно смотрит на его согнутую спину. 
У паланкина Евлогий вскидывает руку.

ЕВЛОГИЙ
Граждане Аскалона! Подданные
великого кесаря! К вам
обращается высокочтимейший
Милий, наместник антиохийский!

И в установившейся тишине звучит негромкий, благостный голос эпарха. Но взгляд его притом остаётся тусклым, нежизненным.

МИЛИЙ
Подошёл нам срок расставаться. Я,
как и вы, счастлив, что живу в нашей
прекрасной стране. Память об
Аскалоне, о сердечной встрече,
останется в моём сердце. В Антиохии
расскажу о вас только доброе. Но к
нашей общей печали, вынужден
сообщить: главарь апелатов едва не
вырвался на свободу. Убил
доимщика и верного Равуллу.
Пришлось поджечь темницу раньше
срока. Увы, показательная казнь не
состоялась, но злодей понёс кару. И
ещё, я должен возместить городу
свой долг за гостеприимство. Отныне
вашим правителем становится сын
Ермия, славнейший своими
достоинствами Евлогий.
(добавляет латинское)
Evoe, Jupiter! Plaudite, cives!
(Ликуй, Юпитер! Рукоплещите,
граждане!)

Милий протягивает юноше руку, и тот почтительно целует её. 
Народ двигается по площади, шумит. Многие пританцовывают, вскидывая руки.

КРИКИ НАРОДА
Слава империи! Слава великому
кесарю! Слава Милию! Смерть
злодею!

Эпарх подставляет юноше щёку для поцелуя. Тот касается её губами.

МИЛИЙ
(расчувствовавшись)
Овладевай навыками. Я ненадолго
оставляю тебя в этом захолустье. Ты
единственный преданный друг.
        Гелиайне, мой маленький гетайр.

Эпарх машет рукой, давая знак старшему отряда, уже построившему воинов в два ряда по бокам паланкина.
Возница трогает коней.
Милий, украдкой посмотрев на Тению, устало откидывается на подушки, закрывает глаза.
Евлогий насмешливо смотрит вслед эпарху.
А навстречу паланкину по улице идёт Фермуфий. Шествие равняется с ним, но никто на него не смотрит, его не замечают, будто он дух бесплотный.


8. 30. ИНТ. ТЕМНИЦА. ДЕНЬ.
АНАСТАС.

В темнице, в подступающем пламени Анастас, собрав все силы, упорно бьёт цепями по каменной плите в одно и то же место. Напрягается, едва не разрывая вены, пытается раскачать и выдернуть цепи.
И вот плита лопается надвое. Анастас вырывает и волочёт её на цепях за собой в сторону окна-отдушины.
А весь вход уже объят гудящим пламенем.


8. 31. ИНТ. ПОДКОП. ДЕНЬ.
ТРОЕ РАЗБОЙНИКОВ.

Разбойники выбивают, наконец, плиту. Она отваливается кусками.
И вдруг в образовавшийся ход из темницы с гулом бросается пламя. Охватывает, заполняет собой весь лаз. Слышны только короткие крики и ровный гул пламени.


8. 32. ЭКСТ. ПЛОЩАДЬ У ТЕМНИЦЫ. ДЕНЬ.
ЕВЛОГИЙ. ТЕНИЯ. ФАЛАЛЕЙ. ПЯТЕРО КУПЦОВ. СТРАЖНИКИ. МАССОВКА.

Евлогий под охраной стражи подступает к Тении и Фалалею. Поднимает руку. Шум толпы стихает. Впереди всех – пятеро купцов со счастливыми лицами.

ЕВЛОГИЙ
(строго)
Слушайте все. Эти деньги
объявляю личным состоянием
Тении. Дом со всем имуществом
возвращаются законным владельцам
немедленно и безвозмездно. Да
восторжествует правда! Всевышний
карает злодеев и всякое нечестие!

НАРОД
Хвала Всевышнему за справедливого
правителя Евлогия! Хвала Тении,
жене достойнейшей и верной!

А Тения в это время одна из всех видит не замечаемого никем Фермуфия - тот идёт перед глазами народа к темнице. И, также никому будто не видимая – все смотрят на мешочек с деньгами – ступает следом за монахом.


8. 33. НАТ. ПУСТЫНЯ. ДЕНЬ.
ОТРЯД МИЛИЯ.

В небе над песками парит орёл.
Внизу по красной пустыне двигается тёмным пятнышком отряд с паланкином посередине. И скоро исчезает из глаз.


8. 34. ЭКСТ. У ТЕМНИЦЫ. ДЕНЬ.
АНАСТАС. ФЕРМУФИЙ. ТЕНИЯ,

Монах и Тения стоят у окна-отдушины. Стоят с двух боков от него.
Решётка отделяет от них близкое лицо Анастаса. За спиной апелата - надвигающиеся языки пламени и гул огня.

АНАСТАС
(с виною)
Прости, авва…
(с болью смотрит на Тению)
Прощай.

Она протягивает ему ладонь. Он осторожно сжимает её своими пальцами.   

ФЕРМУФИЙ
(сдержанно, строго)
Бог простит. Его проси. А я
свидетелем за тебя буду. Смотри
высоко, в небо… В искупление и
оставление жизни злой крещается
своей кровью и огнём раб Божий
Анастас во Имя Отца, аминь, и Сына,
аминь, и Святаго Духа, аминь.

За спиной Анастаса бушует, набирая силу, пламя. А он, медленно разжимая, отпуская пальцы Тении, до самого конца смотрит под сострадающими взглядами двоих в яркое ясное небо, где кругами уходит ввысь орёл.

ТИТР на фоне неба:
«Со времён этой истории пройдёт всего полвека и последний цвет эллинизма осыплется навсегда. Его сменит культура аскетики и огосударствление Новой веры. Византия войдёт в своё средневековье. А приморский, основанный критянами в глубокой древности Аскалон, где впервые, задолго до Кипра, родился культ небесной Афродиты Урании, покровительницы заботливых нежных и преданных жён, проживёт ещё более шестисот лет, пока его до основания не разрушит нашествие египетского султана Салах-ад-Дина в эпоху крестоносных войн. И сама распадающаяся под произволом бюрократии и ударами захватчиков империя простоит немногим дольше».


8. 35. ЭКСТ. РУИНЫ ПОСРЕДИ ПУСТЫНИ. ДЕНЬ.

Взгляд от неба переходит снова к земле. Вместо города, темницы, людей – старинные посреди золотой пустыни руины, выветренные камни, в которых едва угадываются следы былых построек.


В ЗТМ.

Финальный титр:
«Sik transit gloria mundi»
Категория: Аскалонский злодей | Добавил: defaultNick (04.10.2012)
Просмотров: 793 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
1 Алексей  
0
Я очень люблю Лескова, и эту его вещь в частности. Очень рад тому, что она обрела столь достойное драматургическое воплощение. Понравилось, как Вам удалось главное заострить, протянуть красной нитью через всё повествование. Когда бы ещё на экране это увидеть!..

2 screenplay  
0
Спасибо за такую оценку работы. К съёмкам было уже всё обговорено и договорено. Но вон, что в Сирии началось!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]